"Белые пятна" Победы...

May 08, 2014 19:58

«Белые пятна» Победы

Разгром Японии по сей день сказывается на ситуации в странах АТР

Алексей Балиев


Решающая роль СССР в победе над милитаристской Японией и, в целом, в окончании Второй мировой войны мало кем оспаривалась из зарубежных государственных деятелей в середине-второй половине 1940-х годов, да и позже. Эту роль Советского Союза признавали в 1940-1950-х годах, например, премьер-министры Австралии, Новой Зеландии, Канады, руководители КНР, Северной Кореи, Северного Вьетнама, а также Индонезии, Франции и даже - гоминьдановского Тайваня в лице генералиссимуса Чан Кайши.

Глава Тайваня говорил об этом в 1961, 1967, 1971 годах. Кстати, именно тайваньский лидер в 1957 году сказал и о том, что решение Хрущева обсуждать с Японией статус южных Курил приведет к эскалации ее притязаний на соседние острова Китая и Кореи. Прогнозы, казавшиеся тогда невероятными, как видим, сбылись…

Однако многие из этих оценок до сих пор неизвестны широкой общественности, и не только в России. О роли Советского Союза в разгроме Японии за рубежом стали вроде как забывать, за исключением таких стран, как Китай, Монголия и Вьетнам. Да и советские СМИ сводили к минимуму подобные публикации. Фактически аналогичную линию проводит и нынешнее, по крайней мере, либеральное медиа-сообщество России.

В КНДР, к примеру, происходят сплошные исторические метаморфозы.

Первый руководитель государства Ким Ир Сен до середины 1960-х гг. неоднократно подчеркивал, в том числе во время своих визитов в Москву, что без вступления СССР в войну с Японией не могло быть и речи об освобождении Кореи и создании КНДР. Затем Пхеньян «изобрел» идеологию, согласно которой северокорейские партизаны чуть ли не в одиночку разгромили Японию.

Правда, сегодня, ввиду геополитических причин руководство и официальная пропаганда Северной Кореи, пусть лаконично и нечасто, но вспоминают о стратегической роли СССР и в военном разгроме Японии, и в создании КНДР. Это бывает, в частности, в ходе российско-северокорейских переговоров по каким-либо вопросам. А в 2008-2012 годах в Северной Корее, после почти 15-летнего перерыва, обновлены все памятники и обелиски советским воинам, как и кладбища. Всего таких объектов в КНДР - свыше 20.

Напомним, что войска США высадились в Южной Корее (тогда вся Корея принадлежала Японии) 6-8 сентября, то есть уже после японской капитуляции на всех фронтах. Точнее, после того как основные японские силы в северной и центральной части Корейского полуострова были разгромлены советскими войсками. Первый южнокорейский президент Ли Сын Ман отмечал в 1948 году: войска США не смогли бы беспрепятственно высадиться в Корее без советских военных побед к северу от Сеула.

Что касается Китая, то его оценки вклада СССР в победу над Японией остаются, в целом, прежними и не менялись, подчеркнем, даже в годы советско-китайской конфронтации.

Это подтверждают, например, многочисленные памятники, обелиски и барельефы советским воинам, всегда ухоженные их кладбища в Северо-Восточном Китае. Всего таких историко-мемориальных объектов в этом регионе КНР свыше 50-ти. Сохраняются там и улицы имени Сталина, а в Харбине имя Сталина носит один из крупнейших парков отдыха страны.

Даже после разрыва «братской дружбы» между СССР и КНР Мао Цзэдун в начале ноября 1967 года в связи с 50-летием Октябрьской революции отмечал, что «без СССР и Сталина не было бы КНР и победы над Японией». А маршал Чжу Дэ, один из руководителей КНР и ее вооруженных сил в 1950-х - середине 1970-х годов, в беседе с военными делегациями Вьетнама, Румынии и Албании в мае 1971 года говорил, намекая, видимо, на Северную Корею, что «никто не сможет оспорить решающую роль СССР и советско-монгольских войск в разгроме основных сил японских милитаристов и в освобождении многих стран и территорий на Дальнем Востоке». Отметим также, что после переговоров А.Н. Косыгина в Пекине в феврале 1965-го с Мао Цзэдуном и премьер-министром Чжоу Эньлаем 9 мая того же года в китайской столице под руководством председателя КНР Лю Шаоци был устроен праздник в честь победы над Германией. Впервые - после 1960 года.

На праздновании в Пекине были представлены портреты не только Сталина, Жукова, Рокоссовского, Василевского, Ватутина, Черняховского, Чуйкова, работавшего военным советником в Китае в 1928-1929 годах и военным атташе в 1940-1942 годах, но также и портреты опальных тогда в СССР Молотова, Маленкова, Кагановича, Шепилова, Булганина и Василия Сталина. В кратком выступлении Лю Шаоци отметил, в частности, что «СССР, руководимый Сталиным, внес основной вклад в разгром и Германии, и Японии. Это должны знать и помнить нынешнее и будущие поколения».

Главный печатный орган компартии КНР газета «Жэньминь жибао» 9 мая 1965 г. в обширном редакционном материале, опубликованном и в русском варианте издания, заявила о «немеркнущем подвиге советского народа во главе со Сталиным во имя освобождения многих народов Европы и Азии от фашистской оккупации и порабощения. Советский народ по праву является великим народом, а Советская армия - великой армией. Но Хрущев и его приверженцы-последователи открыто извращают историю антифашистской войны советского народа…» Эта оценка была небезосновательной.

Решающая роль СССР в разгроме Германии и Японии, хотя уже и с меньшим политико-идеологическим пафосом, по-прежнему 9 мая и 2 сентября отмечается в центральных СМИ КНР и Северо-Восточного Китая.

Впрочем, хотя решающую роль СССР в кардинальных изменениях после августа 1945-го военно-политической ситуации в дальневосточной Азии и Тихоокеанском бассейне едва ли кто вправе оспаривать, в историографии Второй мировой войны, тем не менее, еще остается (или создается?) немало белых «пятен». Поэтому мало кто знает о том, например, что СССР фактически спас Таиланд - союзника Японии - от распада и оккупации западными державам и Китаем в 1945-1946 гг.

Бангкок решился поддержать Японию в военные годы потому, что Лондон и Париж не единожды пытались делить между собой таиландские территории. Вследствие чего широкая ксенофобия в стране не могла не привести к поддержке Бангкоком японских планов по «изгнанию западных империалистов из Азии». Таиланд участвовал в японской оккупации «французских» Камбоджи и Лаоса, «британских» Малайи и Бирмы и присоединил к себе их некоторые приграничные районы.

Правда, уже в начале сентября 1945 года Бангкок возвратил эти территории прежним обладателям. Однако Таиланд все-таки хотели примерно наказать, поэтому возник проект его расчленения и оккупации войсками Великобритании, Франции, США и Китая. Эти планы обсуждались, в частности, в ходе встречи Черчилля, Рузвельта и Чан Кайши в Каире 22-26 ноября 1943 года.

Но - воспротивился СССР, что, надо прямо сказать, сохранило и Таиланд в нынешних границах, и его независимость.

Проект оккупации-раздела Таиланда не был новым: еще в 1890-х годах Париж и Лондон, захватившие к тому времени Индокитай и почти всю Юго-Восточную Азию, планировали «распределение» Таиланда (тогда Сиама) по сферам влияния в рамках марионеточного федеративного государства. Но таиландская монархия не сдалась и обратилась за помощью… к Российской Империи. Такая помощь была оперативно оказана.

Как отмечает российский эксперт Анна Симоненок (Дальневосточный госуниверситет, г. Владивосток), «дипломатические отношения между Россией и Таиландом были установлены еще в 1897 г. В их основе лежали добрые, даже дружеские отношения между царствующими монархами, сложившиеся еще в ходе франко-сиамского конфликта 1893 года. Тогда Сиаму помощь оказал русский военный флот, который фактически блокировал от французского ВМФ почти всё таиландское побережье». По утверждению А. Симоненок, СССР намеревался вернуться в Таиланд: соглашение с Бангкоком об установлении дипломатических, торговых и консульских связей между было подписано 12 марта 1941 г. Реализации этого документа помешало развитие военных действий в Юго-Восточной Азии. Однако в 1947 году обмен дипмиссиями между Москвой и Бангкоком всё же состоялся.

А в 1945-1946 годах представители СССР в Союзном совете по Японии (его участниками были СССР, Китай, США и Великобритания) активно отстаивали суверенитет Таиланда. Так, в ходе переговоров со Сталиным и Молотовым в Москве в июне-августе 1945 г. правительственной делегации Китая во главе с министром иностранных дел Сун Цзывэнем советская сторона дала понять, что выступает против проектов «наказания» Бангкока и оккупации Таиланда войсками Китая и западных союзников. Очевидно, что мнение Москвы было адресовано не столько Китаю, сколько Вашингтону, Лондону и Парижу.

Всё это стало едва ли не главным фактором фактического отказа Запада от его таиландских планов. К тому же британские, французские, американские и голландские войска в регионе, едва разоружив капитулировавшие войска Японии, были вынуждены вступить в войну с местными национально-освободительными движениями. Которые, активно участвуя в войне с японскими оккупантами, уже осенью 1945-го провозгласили независимость Голландской Индии (почти вся территория нынешней Индонезии), французского Вьетнама и более половины территории Филиппин и Малайи - соответственно, протекторатов США и Великобритании. Эти новые колониальные войны продолжались примерно 10 лет, так что Западу во второй половине 1940-х - середине 1950-х было не до Таиланда.

Между тем, Таиланд уже в конце августа 1945-го интернировал японских военных, вывел свои войска из соседних районов британских и французских владений. А также согласился заплатить компенсацию властям французского Индокитая, британских Малайи и Бирмы, что и было сделано к весне 1947 года. Эти обстоятельства тоже помогли сохранить суверенитет страны. Но кто сегодня вспоминает этот важнейший период в новейшей истории Таиланда? Да разве только в истории этой страны?     http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/belyje_patna_pobedy_876.htm

Previous post Next post
Up