Загадочный Чандрагупта, первый объединитель Индии или человек споривший с Александром Македонским
Чандрагупта Маурья. Действительно очень загадочный человек о котором мало сведений... ну или наоборот - слишком много и все разные. Он объединил Индию и создал империю Маурьев, но кто он, откуда, где взял стартовый капитал достоверно не известно, версий слишком много.
Статуя Чандрагупты. Храм Лакшми-Нараян. Индия.
Согласно раннебуддийским трактатам в первой половине 1 тыс. до н. э. только на территории Северной Индии насчитывалось 16 государств, но это были не все, а только самые крупные и процветающие.
В 4 веке туда заявились еще и македонцы во главе с Александром Великим и прихватили часть Северной Индии. В сущности от всего многообразия осталось только царство Нанда, достаточно крупное и сильное чтобы противостоять Александру, и территории вошедшие в состав империи Македонского.
Вот в этот момент и появился, как чертик из табакерки, некий Чандрагупта, который выбросил из Индии македонян, завоевал царство Нанда и вообще объединил всю Индию, и Северную и Южную.
Но обо всем по порядку.
Кто он и как пришел к власти
Родословная этого человека так и осталась тайной. Нет, конечно, когда он пришел к власти то все было описано - Чандрагупта это воин из варны кшатриев, рода Маурья. Все просто и естественно.
Кшатрии.
Однако есть источники, которые говорят совсем другое. О том что этот человек вовсе не был благородным кшатрием, а происходил из варны шудр, которая включала в себя крестьян, ремесленников и обслуживающий персонал и надо сказать, что этот вариант выглядит более достоверно.
Дело в том, что с с приходом македонян и установлением их власти над частью Северной Индии там развернулась вполне себе народное сопротивление и естественно, что основной массой были именно шудры. Причем борьба шла не только против македонян, но и против крупнейшего государства Северной Индии - империи Нандов.
И именно Чандрагупта был руководителем этого движения. Если этого не принимать, то не понятно откуда он взял войско для всех своих действий. Надо сказать, что поздние летописцы понимали эту проблему и появились очень интересные версии.
Есть вариант, что Чандрагупта и его советник Чанакья нашли клад и использовали его для найма армии. Или вариант, что этот самый Чанакья был отличным фальшивомонетчиком и делал деньги сам.
Чанакья. Изображение 20 века.
Ну и так далее и все не очень убедительно. Ну и есть сведения, что Чандрагупта вырос среди охотников, пастухов и дрессировщиков павлинов. Как бы не очень обычное окружение для кшатрия.
Так что никаких достоверных сведений о его ранних годах и происхождении нет. Первое упоминание о нем, как о политике и командире появляется у греческого автора Юстина.
Он рассказывает, что молодой Чандрагупта прибыл к Александру Македонскому и просил его двинуться на царство Нандов, но парень оказался слишком резок, поссорился с Александром, который приказал его зарубить. Однако Чандрагупта сумел бежать.
В общем не вышло. Александр дальше не пошел и Чандрагупта стал действовать сам и продолжил боевые действия против нандов.
Все успешно. В 322 году до н. э. произошла решающая битва где войска империи Нандов были полностью разгромлены. Согласно индийским эпическим поэмам эта была грандиозная битва в которой погибло более миллиона воинов, 10000 слонов и лошадей. Это конечно, мягко говоря, сильное преувеличение, но сражение видимо действительно было крупным для того времени.
Так или иначе царство Нандов было завоевано и преобразовано в империю Маурьев, а для того чтобы узаконить захват власти новый правитель Чандрагупта женился на дочери последнего царя Нандов.
Правление и создание империи
Первое, что он сделал это была месть македонцам за отказ в помощи. Все территории захваченные Александром были отвоеваны, а македонские гарнизоны перебиты. Вся Северная Индия оказалась под властью Чандрагупты.
Однако на этом он не остановился и за относительно короткое время сумел завоевать практически весь полуостров и создать первое единое индийское государство - империю Маурьев.
А закончив с завоеваниями он провел целый ряд весьма эффективных реформ. Вся страна вместо прежних царств и княжеств была разделена на провинции. Было введено единое налогообложение. Так же были созданы три управленчески структуры, по современному их можно назвать министерствами - сельского хозяйства, промышленности, городов и торговли и ,естественно, военное.
Правил он 24 года и правил успешно и эффективно, но видимо сильно устал. В конце жизни он отказался от трона, передал власть сыну Биндусаре и принял аскезу став джайнским монахом . Умер он в 298 году в результате добровольного аскетического голодания в пещере при монастыре Шраванабелагола.
Шраванабелагола.
Вот такой вот Чандрагупта Маурья, который неизвестно откуда взялся, создал империю и умер монахом.
https://dzen.ru/a/YxBm1_xZulOukV06Кровавый завоеватель и фанатик, пацифист и толерантный человек или царь Ашока, удивительный и неповторимый
Царь Ашока долгое время считался мифическим персонажем, героем буддийских легенд и народных индийских преданий. Такие вымышленные идеальные герои есть у каждого народа. Однако после расшифровки давно известных надписей на скалах и столбах оказалось, что это реальный человек. И человек поразительный.
Царь Ашока и его жены. Фрагмент рельефа на южных воротах большой Ступы в Санчи. Индия, штат Махья-Прадеш.
В 19 веке были наконец расшифрованы давно известные надписи на скалах и знаменитых колоннах из нержавеющей стали. Именно их и назвали позже анналами царя Ашоки. Хотя, надо сказать, что поначалу их и не связывали с царем Ашокой из легенд.
Ведь император маурьев оставивший эти надписи называет себя Девадампия Пиядаси. Однако обнаружилось три надписи где одновременно используются два имени - Девадампия Пиядаси и Ашока.
Ну и после тщательных исследований анналов и сопоставления их с буддийскими легендами ученым пришлось признать, что Ашока и Девадампия Пиядаси это одно лицо и буддийские предания даже почти не исказили реальную историю. Так миф стал реальностью.
А его анналы и вообще поражают, настолько они не вписываются в стандартные описания деятельности разнообразных царей и императоров.
Бюст царя Ашоки изготовленный в буддийских традициях.
Так что же это за человек такой и чем заслужил тысячелетнюю память.
Биография, приход к власти, правление
Ашока, он же Девадампия Пиядаси, был сыном правителя империи Маурьев Биндусары и внуком знаменитого Чандрагупты, который когда-то поссорился с самим Александром Македонским и чуть позже основал свою империю (подробнее
здесь). Однако несмотря на такое происхождение никаких шансов на престол у мальчика не было.
Его мать была дочерью небогатого брамина и рядовой наложницей в гареме императора и даже у неё Ашока не был старшим сыном. Впереди него в очереди на престол было аж 99 принцев. Сами понимаете каковы были его шансы.
Однако юноша видно как-то сумел проявить себя и его царственный отец заметил его и дал шанс - назначил наместников в одну из крупнейших провинций империи, царство Аванти.
Город Удджайн в Индии, древняя столица царства Аванти.
Это назначение отнюдь не было синекурой, чтобы просто пристроить сына. Северная Индия была очень строптивым регионом и там часто вспыхивали восстания против Маурьев, особенно в царстве Аванти. Так что молодому человеку пришлось серьезно потрудиться.
Однако он справился и полностью усмирил Аванти. Было все, и беспощадная жестокость, и изощренная дипломатия и миротворчество, но результат был получен. Естественно, что от внимания отца это не ускользнуло и карьера принца стала развиваться.
В древнем царстве Таксила, тоже завоеванном Маурьями, вспыхнуло восстание. Очень серьезное восстание. На его подавление даже был отправлен старший сын и наследник Сусима. Однако неудача. Он потерпел разгромное поражение и сам еле спасся. Тогда император вновь привлек Ашоку.
И вновь успех, хотя армию Ашоке дали даже меньше чем у восставших. Столица Таксилы была осаждена и взята.
Руины Буддийского храма в Таксиле.
Вскоре после этого, в 272 году до н.э., император Биндусара скончался и принц Девадампия вступил в борьбу за власть и опять победил. В 268 году Девадампия Пиядаси, он же Ашока, был коронован.
Что происходило в эти четыре года и куда делись те 99 наследников толком неизвестно, сведения очень противоречивые.Однако большинство источников все же утверждают, что Ашока просто перебил всех своих старших братьев и их семьи. Так или иначе это человек стал императором и правил почти 40 лет, до 232 года.
Правил он крайне успешно. В его царствование была практически завоевана и объединена вся Индия и даже больше, в состав империи Маурьев вошли и часть Афганистана и Бактрии. Только на юге сохранилось несколько независимых государств, но и их независимость была чисто формальной. Фактически он первым за всю историю сумел объединить в одно государство весь полуостров Индостан.
Но не только завоевания. Этот человек успевал все. В стране строились дороги, школы, больницы и вся необходимая инфраструктура. Наладилась экономика и страна процветала.
Однако в мифы и легенды он вошел совсем не этим. Ну мало ли было в истории отличных правителей, которых напрочь забывали через пару сотен лет, а то и раньше. Главным стало другое и это отчетливо видно по его анналам.
Анналы (эдикты) царя Ашоки
Это 35 пространных записей от имени императора, в которых описываются его деяния. Все как обычно, многие правители оставляли после себя такие записи. Но вот что обычно пишут в таких источниках - сколько стран завоевал, сколько сражений выиграл и какой он вообще крутой и гениальный. Обычно так.
Но в записях Ашоки ничего подобного и близко нет. Хотя казалось бы деяний набралось ого-го сколько. Хвастайся сколько хочешь и все по делу. Однако Девадампия Пиядаси пишет совсем о другом.
О войне там упоминается всего один раз - завоевание царства Калинга. Но как упоминается! С раскаянием и глубоким сожалением и сопровождается утверждением, что никакие успехи не стоят и одной человеческой жизни, а войны вообще зло. Ну чистый пацифизм.
Кстати именно после завоевания Калинги Ашока обратился в Буддизм, который в тот момент был всего лишь одной из многих индийских сект и сделал все для превращения его в мировую религию. По всей стране строились буддийские храмы и не только в Индии, но и в сопредельных странах. Император лично участвовал в выработке единой доктрины этой религии и вообще был практически фанатиком Буддизма.
Буддийская ступа в Санчи. III век д.н.э.
А фанатизм штука жестокая и фанатики обычно требуют, чтобы все поверили и никак иначе, а все остальное ложь и подлежит уничтожению.
Однако Ашока выбивается и из этих стереотипов. Он ведь даже не объявил Буддизм государственной религией империи, ну и в анналах очень четко выражено мнение. Лучше не скажешь. Вот фрагменты из его анналов.
... но корнем этого является самообуздание языка.
Так, не должно восхвалять только свое духовное учение и безосновательно осуждать другие школы...
...Кроме того, другим духовным течениям, в любом случае, должно оказывать почтение, поступая так, способствуешь укреплению своей школы, а также приносишь пользу другим духовным течениям...
...Следовательно, единственно, что приемлемо, - это почитать друг друга. Поэтому все должны прислушиваться к учениям, проповедуемым другими ища общее... -
Ну и как это назвать. Кроме как "полная толерантность" ничего в голову не приходит.
Есть в анналах еще один удивительный момент. Можно даже сказать, что Ашока хвастается. Но чем? Вот еще один фрагмент из анналов
- За двадцать шесть лет, прошедших со дня моей коронации, многие животные были взяты под защиту: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. -
Это же надо. Великий император одержавший множество побед, хвастается не этими своими деяниями, а тем что животных защищал. Наверное он один такой.
Вот такой вот Девадампия Пиядаси, он же Ашока, кровавый завоеватель и пацифист, фанатик и толерантный человек и все это в одном лице. И в буддийских легендах он выступает как символ человека прошедшего тяжелый путь от зла к просветлению.
https://dzen.ru/a/ZGxxHLPEAHMSXdA7