Т-4 («сотка») - ударно-разведывательный
бомбардировщик-
ракетоносец ОКБ Сухого. Предназначался для уничтожения
авианосных ударных групп противника и ведения
стратегической разведки.Проект 100 создавался в конкурсе, основная задача которого была в разработке сверхзвукового истребителя
авианосцев. В конкурсе участвовали: КБ Сухого (Т-4),
КБ Туполева (Ту-135),
Яковлева (
Як-33 или
Як-35). Конкурс выиграл Т-4. Самолёт должен был нести две крылатые ракеты
Х-45. Т-4 был во многом инновационным самолётом - корпус с применением
титановых сплавов, новейшая электроника, новые принципы управления... Только изобретений по Т-4 было более шестисот. Собирался самолёт на секретном в ту пору Московском машиностроительном заводе «Кулон»/Тушинский машиностроительный завод/.С 1966 г. началась подготовка к постройке «сотки». Но и на этом этапе подвергались сомнению технические новинки, заложенные в конструкцию самолета, в частности электродистанционная система управления (ЭДСУ)/fly-by-wire/, впервые в мире создававшаяся дтя серийной машины. Острые дискуссии велись вокруг вопроса, ставить ли на самолете традиционный для тяжелых бомбардировщиков штурвал или отдать предпочтение ручке управления «истребительного» типа. Был выбран последний вариант, поскольку «рога» штурвала закрывали значительную часть и без того небольшой приборной доски.
Совершенно новой, этапной была работа по строительству самолета Т-4 разработки ОКБ П.О.Сухого, конструкция планера которого была сварной из титановых сплавов и нержавеющих сталей.
При строительстве самолета Т-4 заводом при участии ВИАМ, НИАТ, ОКБ П.О.Сухого впервые осваивалась автоматическая сварка в нейтральных средах новейших марок титановых сплавов, нержавеющих сталей, титановое литье в вакуумных печах. Автоматическая сварка сквозным проплавом, автоматический контроль качества точечной сварки, массовое изготовление деталей на станках с ЧПУ, химическое фрезерование тонколистовых деталей из титановьк сплавов и нержавеющих сталей и многое другое. Эти процессы представляли собой серьезнейшие научно-технологические проблемы, которые и были успешно решены нашей наукой и промышленностью.
Заводом за время его существования был накоплен большой опыт по изготовлению образцов новой техники, поэтому решение поручить Тушинскому машиностроительному заводу как головному предприятию строительство планера и общую сборку корабля "Буран" было в какой-то степени закономерным и встречено коллективом с большим энтузиазмом.
...............................................................................................................................................................
"БУРАН"
Очень сложными оказались проблемы разработки и освоения технологии и оборудования по изготовлению и монтажу элементов
теплоизоляции на планер. Руководителями работ М.Н.Востриковым, инженерами Б.Д. Поляковым, А.В.Слуцким, П.М.Радченко, А.И.Строковым, В.И.Ивченко совместно с НИАТ и НПО "Молния" разработана и внедрена комплексная автоматическая система обмера поверхности планера с набором необходимой информации и корректировкой программ для станков с ЧПУ, на которых изготовлялись плитки теплозащиты. Техпроцесс фрезерования плиток, выбор режущего инструмента и режимы обработки обеспечили инженеры П.В.Журавлев и С.П.Марченков. Технология и оборудование, внедренные при непосредственном участии инженеров А.С.Кузнецова, Н.В.Паньшина, В.В.Парфенова, Т.А. Рахимовой и других специалистов, позволили обеспечить решение всех проблем при изготовлении элементов теплоизоляционных плиток и их монтаже на ОК как на заводе, так и на техпозиции. Высококвалифицированные рабочие, такие, как В.М.Корин, А.П.Романовский, В.М.Яковлев, фрезеровщики станков с ЧПУ и другие, реализовали эти технические новшества в процессе их производства и монтажа теплозащиты корабля. Внедрено оборудование с ЧПУ и технологический процесс раскроя фетровой подложки с помощью луча лазера.
На космодроме "Байконур" была создана специальная база по досборке корабля после его
воздушной транспортировки на техническую позицию, проведения необходимых автоматических испытаний систем, с успехом выполненных инженерами и испытателями Ю.В.Быстровым, В.М.Качановым, В.С.Дейнеко, Э.М.Мамьпсиным и другими. Установлена гибкая технологическая линия с ЭВМ и станками с ЧПУ для изготовления тех плиток ТЗП, которые затем устанавливались на корабль на последних этапах технологического цикла.
В процессе создания корабля выросла целая плеяда молодых талантливых инженеров, таких, как начальники цехов Б.А.Федин, В.С.Комиссарчук, Ф.А.Фараджев, С.П.Гущин, технологи В.И.Колонтаев и целый ряд других, высокая квалификация которых подтвердила марку заводского инженерного корпуса.
Разумеется, что без реконструкции цехов завода, строительства новых производственных корпусов и создания новой лабораторной базы, обеспечивающих и производство, и необходимые испытания как деталей агрегатов, так корабля в целом, выполнить эту грандиозную задачу было бы просто невозможно. Были построены и оснащены необходимым оборудованием корпус N111 окончательной сборки корабля и изготовления элементов и нанесения теплозащитного покрытия, корпуса N112 и N112А - сборки модуля кабины и его испытаний на герметичность и прочность, корпус N110 - общей сборки корабля, новые корпуса плазового цеха и цеха сборки крупногабаритной оснастки, корпус общих складов для материалов и комплектующих изделий, а также новая головная трансформаторная подстанция, компрессорная станция низкого давления, второй водопроводный ввод, тепловая заводская станция, станция оборотного водоснабжения, заводская АТС, пожарное депо. Проложены инженерные сети в подземном коллекторе, построены причалы для
транспортировки изделия водным путем на берегу Химкинского водохранилища и в г. Жуковском, изготовлены оснастка и специальная баржа. Вся эта работа проведена под руководством заместителя директора по капитальному строительству Л.К.Шмакова заместителем главного инженера В.И.Хохловым, главным энергетиком Б.М.Барановым, главными механиками М.Н. Тарасовым и Е.Г.Никольским, конструктором А.А.Слуцким.
В ходе освоения и производства этого изделия был решен целый комплекс организационных, управленческих, технических и технологических задач.
Разработана и внедрена Комплексная система управления качеством работы совместно с ГипроНИИавиапромом - концепция проектирования и строительства специальных производственных корпусов с заданными требованиями по чистоте воздушной среды, климатическим условиям, специальному энергопитанию, кондиционированию и др.
Новые технологические процессы позволили выполнить формообразование оребренных крупногабаритных панелей сложной кривизны с жесткими требованиями на герметичность и точность их исполнения.
Решение вопросов взаимозаменяемости деталей и агрегатов, поставляемых на завод по кооперации, было реализовано в серии технологических процессов, разработанных совместно с
НПО "Молния" и НИАТ, с применением автоматизированных рабочих мест на базе математического обеспечения построения и раскроя плазов, а также формирования сечений объемной оснастки и изготовления деталей.
Совместно с НИАТ разработаны и внедрены технологические процессы механической обработки панелей под последующую сварку в автоматическом режиме для агрегатов диаметром до 6 метров с соблюдением повышенных требований качества и герметичности швов.
НИАТ совместно с Савеловским производственным объединением "Прогресс" создана уникальная установка для этих целей и другое сборочно-сварочное оборудование. Это позволило создать производство сборки-сварки цельносварных крупногабаритных кабин с применением бездоводочных сборочных процессов, исключающих последующую правку конструкции и обеспечивающих высокое качество сварных швов и надежность агрегатов.
Силовые трубчатые конструкции из листов титановых сплавов и нержавеющих сталей толщиной до 0,5 мм, примененные на корабле, потребовали разработки и внедрения новых технологий автоматической сварки в камерах с нейтральной средой.
Уникальный технологический комплекс с системой математического обеспечения и управления от ЭВМ работами по изготовлению, контролю и монтажу теплозащитных элементов корабля "Буран", разработанный и освоенный на заводе совместно с НПО "Молния" и НИАТ, позволил:
сформировать технологическую модель теплозащиты с учетом реального состояния поверхности корабля и описанием геометрии плиток по фактическим размерам агрегатов и обводообразующих узлов;
генерировать около 800 тысяч управляющих программ для реализации процессов изготовления, контроля, монтажа теплозащиты и необходимого оснащения;
создать систему группового управления технологическим оборудованием на основе сети ЭВМ с распределением ресурсов и безбумажной технологии обработки производственной информации в диалоговом режиме;
создать комплекс уникального технологического оборудования для обмера агрегатов планера и планера в целом, разметки под монтаж плиток, контроля усилий прижима и качества их монтажа;
освоить уникальную технологию обработки теплозащитных плиток на специальных 5-координатных станках с ЧПУ с использованием специального алмазного инструмента (ВНИИАлмаз).
Разработанная методика, спроектированное и изготовленное оборудование с соответствующим оснащением к нему позволили проводить все работы по комплексному контролю качества герметичности планера корабля в целом, а комплекс необходимых транспортных средств обеспечивал транспортировку корабля и его агрегатов водным, воздушным и сухопутным способами.
Накопленный заводом опыт дал возможность НТО "Интегро" при Тушинском машиностроительном заводе создать первую российскую версию STEP ориентированной CALS технологии. Данная технология предназначена для компьютерной поддержки жизненного цикла продукции в соответствии с Международными стандартами ISO 13303 (STEP) и ISO 13584 (P.LIB) и позволяет создать основу (среду) для интеллектуального обмена контактно-зависимыми (чувствительными) данными о продуктах (изделиях), а также ее реализации в сроки, необходимые для удовлетворения потребностей международной кооперации.
Только краткое перечисление участников строительства орбитального корабля "Буран" от Министерства авиационной промышленности, принимавших непосредственное участие в реализации этого грандиозного проекта, таких, как Смоленский, Новосибирский, Нижегородский, Ташкентский авиационные заводы, Таганрогский машиностроительный завод, завод "Гидромаш" (г. Нижний Новгород) и др., опытные производства ведущих конструкторских бюро МАП - им. А.И.Микояна, П.О.Сухого, А.С.Яковлева, М.Л.Миля, О.К.Антонова - говорит о сложности выполненной работы.
Заводом разработаны технические задания на проектирование ГипроНИИавиапромом, а силами Главспецстроя Министерства специальных монтажных и строительньк работ выполнено строительство и ввод в эксплуатацию лабораторного комплекса и специальных производственных корпусов по изготовлению, сборке, монтажу и испытанию агрегатов космических кораблей на предмет обеспечения требований космической гигиены, температуры и соответствующей среды в кабине корабля как на заводе, так и на НПО "Молния".
Разработана и освоена технология, в основу которой положены новые принципы производства плазмонепроницаемых тонкостенных авиационных конструкций.
Нашла свое дальнейшее развитие технология проектирования управляющих программ для станков с ЧПУ, комплекса измерительных и разметочных машин, раскройных лазерных установок с выполнением технологических операций на рабочих местах в автоматизированном режиме, а создание комплекса необходимого оборудования и имитационных стендов позволило обеспечить качественное проведение всех видов отработок и испытаний космических кораблей и их аналогов в наземных условиях.Это далеко не полный перечень разработанных и внедренных технологий. Только на ТМЗ их было более 140. Все эти работы велись с привлечением и непосредственным участием множества институтов и заводов отрасли. И, конечно, только глубокое взаимное понимание поставленных задач при техническом руководстве темой со стороны НПО "Молния" позволило обеспечить их выполнение.
Зверев
Артюнов
http://www.buran.ru/htm/tmz.htm................................................
2012 г. Знаменитый Тушинский машиностроительный завод города Москвы производит и ремонтирует трамваи,троллейбусы,механизированные автостоянки,гидроагрегаты,находясь на грани выживания.
http://www.oao-tmz.ru/