Беларусь придерживается модели социально ориентированной рыночной экономики, которая доказала свою состоятельность и эффективность.
Приоритеты развития
Обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека - это главная цель страны.
Для достижения цели определены актуальные приоритеты развития, на реализацию которых сконцентрированы внутренние и внешние ресурсы и направлена работа каждого в построении будущего страны:
Счастливая семья. Это популяризация традиционных семейных ценностей. Семья с детьми должна стать в нашем обществе не просто социальной нормой, а идеалом семейных отношений.
Сильные регионы. Это эффективная занятость, достойные доходы, высокая мобильность, комфорт и безопасность людей в любом месте Беларуси.
Интеллектуальная страна. Это страна умных, образованных, творческих людей, способных совершать инновационные прорывы и двигаться вперед.
Государство-партнер. Это выстраивание прозрачных, открытых, доверительных отношений государства, общества и бизнеса.
Основные социально-экономические показатели
ВВП, млн рублей (2011-2015 гг. - с учетом деноминации 2016 г.).
2023 г. - предварительные данные.
Объем промышленной продукции, млн рублей (2011-2015 гг. - с учетом деноминации 2016 г.).
Объем продукции сельского хозяйства, млн рублей (2011-2015 гг. - с учетом деноминации 2016 г.).
Демократия - это определенная форма государства. Для белорус-
ской модели демократии характерно наличие сильной государственной
власти. Это обусловлено самой структурой белорусской экономики.
Проблема заключается в том, что наши экономические гиганты (МАЗ,
МТЗ, БелАЗ и др.) были связаны не только с белорусским рынком, но во
многом с мировым рынком. Наша экономика в лице этих предприятий
по существу своему была государствообразующей. Поэтому приватиза-
ция таких предприятий объективно означала бы приватизацию самого
государства, т. е. приватизацию самой демократии. А такая политика
вела бы к разрушению самого государства, к превращению демократии
в демократию для приватизаторов, т. е. олигархию. Вот почему в Бела-
руси мы не могли пойти по линии таких реформ, которые привели бы не
только к разрушению экономической системы, но и к ликвидации самого белорусского государства. А это привело бы к разрушению всей
системы жизнедеятельности белорусского общества.
В вопросе о демократии важно понять основополагающий прин-
цип: демократия - это не товар, который можно импортировать. Необ-
ходимо понимать, что демократия реализуется в соответствии с прин-
ципом «один человек - один голос», в рыночной экономике же господ-
ствует правило «одна акция - один голос». Вот почему нельзя принци-
пы рыночной экономики экстраполировать на сферу политики, государ-
ственного управления. В противном случае мы получим не демократию,
а плутократию. Запад не обладает монополией на демократию или тер-
пимость.
Еще одна проблема, связанная с демократией. Это влияние денег
на политику. Сегодня мировая политология ставит вопрос о необходи-
мости законодательного разграничения сферы бизнеса и сферы полити-
ческой деятельности. Как отмечается в докладах Программы развития
ООН, «наиболее эффективным - и радикальным - шагом для корпо-
раций был бы полный отказ от участия в политике».
Белорусская модель демократии не застыла на месте, а находится
в развитии. Сегодня мы ведем речь о новом этапе демократизации бело-
русской политической системы, построении государства для народа.
Государство для народа основывается на исторической связи времен,
т. е. гармоничном сочетании традиций и новаций, заботится не только о
сегодняшних, но и о будущих поколениях. По крайне мере, государство
для народа должно сохранить для будущего поколения те же матери-
альные и ценностные параметры, которые имеет нынешнее поколение.
Тем самым в комплекс признаков, характеризующих государство для
народа, белорусскую модель демократии, включаются не только эконо-
мические, политические, социальные индикаторы, но также экологиче-
ские и, что весьма принципиально, духовно-нравственные, смысловые
(идеологические) принципы.
https://president.gov.by/ru/belarus/economics https://elib.institutemvd.by/bitstream/MVD_NAM/4125/1/Schekin.pdf Click to view