Человек будущего

Dec 22, 2022 14:43



Мир писателя и ученого Ивана Ефремова

Всесторонне развитый и, следовательно, здоровый человек является продуктивным человеком, человеком, который искренне интересуется миром, связан с ним; это богатый человек. По контрасту с этим всесторонне развитым человеком Маркс рисует портрет человека при капитализме. «Производство чрезмерного количества полезных вещей ведет к появлению большого количества бесполезных людей» . При современной системе человек имеет многое, но сам он ничтожен. Всесторонне развитый человек - это богатый человек. «Коммунизм» , по Марксу, «это позитивное освобождение от частной собственности, от человеческого самоотчуждения; и таким образом, истинное предназначение человеческой природы - в человеке и для человека. Он, следовательно, является возвращением человека к себе как к социальному, т. е. истинно человеческому существу, полным и сознательным возвращением, вобравшим в себя все богатство предыдущего развития. Коммунизм как всесторонне развитая природность является гуманизмом и как всесторонне развитый гуманизм находит выражение в природности. Это окончательное разрешение антагонизма между человеком и природой и между человеком и человеком. Это истинное разрешение конфликта между бытием и сущностью, между овеществлением и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между личным и общим. Это решение загадки истории, и он знает, что является этим решением» .

Эрих Фромм

Всестороннее развитие личности-
одно из необходимых условий построения коммунистического общества. Оно означает гармоническое развитие в человеке духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства. Всесторонне развитый человек обладает научным мировоззрением, глубокими знаниями и свободен от пережитков прошлого, относится к труду как первой жизненной потребности, добровольно соблюдает принципы морального кодекса строителя коммунизма, имеет высокое физическое развитие. Главными предпосылками В. р. л. являются создание материально-технической базы коммунизма и развитие социалистических общественных отношений в коммунистические. Программа КПСС и документы XXII съезда партии подчеркивают, что В. р. д. - закономерный процесс развития социалистического общества. Он диктуется прежде всего потребностями материального производства, т. к. высокий уровень современной техники требует разносторонней подготовки тружеников. Условия для В. р. л. создаются завоеваниями социализма, процессом постепенного перехода к коммунизму. Каждый труженик будет иметь равные возможности для творческого труда и свободного и равного выбора рода занятий с учетом интересов общества. Увеличение свободного времени предоставляет широкие возможности для развития талантов. В. р. л. неразрывно связано с подъемом культурно-технического уровня трудящихся, уничтожением существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом. В. И. Ленин учил, что необходимо воспитывать и обучать «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать. Но способность всесторонне развитого человека к перемене труда в коммунистическом обществе не исключает разделения труда и его специализацию.
Источник: Философский словарь. 1963

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
гармоническое развитие человека, совершенствование всех его способностей и качеств. В эксплуататорских формациях В. р. л. возможно лишь для незначительного меньшинства, оно не затрагивает людей труда. В условиях капиталистического разделения труда труженик превращается в «частичного» рабочего, выполняющего отдельную функцию производства, для осуществления к-рой не нужно развития многих способностей. Современное промышленное производство в силу его высокого технического уровня нуждается во всесторонне подготовленных работниках. Но для того чтобы могло осуществиться свободное развитие всех трудящихся, необходимы такие социальные условия, как отсутствие эксплуатации, дискриминации по признакам пола, происхождения, равенство всех членов общества и т. д. Условия и предпосылки для В. р. л. закладываются уже при социализме, в процессе строительства коммунистического общества. Важнейшие из этих предпосылок - создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, увеличение свободного времени, подъем культурно-технического уровня, уничтожение существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом. В. р. л. осуществляется в коммунистическом обществе на основе решения двух проблем: гармонического сочетания личного и общественного интересов и превращения труда в первую жизненную потребность. Превращение труда в первую жизненную потребность уничтожит разделение времени на свободное и рабочее. Труд для всех станет творческим, способствующим развитию личности. При коммунизме не будет пожизненного прикрепления к какому-либо одному виду трудовой деятельности, человек по своему желанию станет выбирать вид и форму занятий. Это, конечно, не означает, что упразднится специализация труда, что у человека не будет любимого вида деятельности, в к-рой полностью раскроются его таланты. Всесторонне развитый человек - это активный творец своей собственной полнокровной, разносторонней жизни. Он гармонически сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Он обладает научным мировоззрением, глубокими разносторонними знаниями, является активным общественным деятелем, интересуется всеми сферами жизни: искусством, спортом и т. п. Для него «различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» (Маркс). Такой человек формируется уже сегодня. Превратить каждого члена общества в цельную, гармонически развитую личность - одна из важнейших задач коммунистического преобразования общества.

Краткий словарь по философии.1970

Кое-что и от меня:

Построение коммунизма как высшей степени общественного развития и победа подлинного либерализма личности возможны только в общепланетарном масштабе, т. е. при участии всего человечества.В таком обществе система ценностей радикально отличается от сегодняшней.Познание, альтруизм,творчество,уважение к мудрости, зрелости и истории,готовность жертвовать собой ради других, находятся на пьедестале признания и достоинства в таком обществе,являются его высшими ценностями и пользуются наибольшим общественным признанием.
Более интеллектуально одаренные члены общества, более талантливые представители по рождению, помогают более слабым в творческом и познавательном процессе, но не с целью извлечения материальной выгоды, а для общего блага всего общества, совершенно бескорыстно и с энтузиазмом.В этом обществе сушествует преемственность между поколениями, уважение к учителю и лидеру общества,мудрость из прошлого также ценится особенно.
В этом обществе отрицаются и подвергаются остракизму чрезмерное материальное неравенство, воровство и эксплуатация и манипуляция,клеветы и интриганство,патологический эгоизм, жадность и равнодушие.В этом обществе большие суммы денег, разврат,чрезмерные личные удовольствия,нарциссизм и гордыня не составляют основной  части шкалы общественных потребностей,напротив, они морально осуждаются остальным обществом.
Общество, в котором все средства производства принадлежат всем и никому в отдельности, - вот основная характеристика истинного либерализма и коммунизма,только тогда достигается идеал свободы и истинной демократии и даже идеал предпринимательства.
В отличие от настоящего, человек будущего будет думать сначала о других, а потом о себе.И это не утопия.

общество, жизнь, либерализм, будущее, коммунизм

Previous post Next post
Up