Зерно разума. Открытое письмо Стефано Боэри в защиту вертикального зернохранилища в Самаре

Feb 17, 2022 10:27



На экспериментальный элеватор в одном из заповедных мест Самары - на пересечении одноименной реки и Волги - брутальный вертикальный объем, увенчанный двумя «коронами», - покушались множество раз. И не меньшее количество раз местные архитекторы предлагали проекты по его приспособлению - от парка с видовой площадкой и рестораном на крыше до Музея Волги и Музея Голода. Чувствуя все растущую угрозу, в 2020 году самарское отделение ВООПИиК вместе с Союзом архитекторов подавало заявку на включение здания элеватора в список охраняемых объектов культурного наследия. Под подложными предлогами им отказали (якобы постройка недостаточно подлинная и ценная), и в конце прошлого года на очередном градсовете были озвучены и предварительно одобрены планы по сносу. Уникальное сооружение хотят заменить на типовой ЖК. Чтобы остановить варварство, целый ряд видных деятелей со всего мира написали открытые письма в адрес администрации Самары и в защиту зернохранилища. Публикуем обращение итальянского архитектора Стефано Боэри - автора концепции небоскребов, засаженных лесом, члена жюри ПР90, и президента Triennale di Milano, которая последний раз проходила под девизом «Сломанная природа». Так что об ущербе городскому и культурному ландшафту со стороны человека он знает буквально все.

«Я хотел бы выразить поддержку тем жителям и экспертам города Самары, которые борются за сохранение уникального памятника промышленной архитектуры и блестящего образца советского брутализма, расположенного в историческом центре Самары, вблизи слияния рек Волга и Самара. Речь о здании, получившем в народе прозвище «Две башни», - элеваторе высотой 65 метров, построенном в 1980 году. Это настоящий шедевр советской инженерной мысли и первый в Советском союзе элеватор вертикального типа, построенный по технологии скользящей опалубки. Сегодня он находится под угрозой сноса - преимущественно по причине того, что действующий владелец участка не осознает уникального потенциала этого объекта и его значение не только для города, но и для всей страны. Проблема в том, что этот собственник специализируется на типовом домостроении, но до него необходимо донести, что земля, на которой строит элеватор, неподходящее место для этого.





Для начала небольшой экскурс в историю. Необходимость построить столь мощное сооружение на том небольшом участке, который под него отвели, сподвиг специалистов «Промзернопроекта» на нестандартное решение. Архитектор Валентин Смирнов спроектировал зернохранилище в форме двух цилиндрических башен. Между ними расположены лестницы и собственно элеватор - вертикальный конвейер. С его помощью зерно, поступавшее на верхний ярус, равномерно распределялось по двум хранилищам. Одобрение столь необычного проекта в Москве заняло около 3 лет, но зато в итоге монолитное здание было построено лишь за 30 дней - с помощью вышеупомянутой скользящей опалубки. Всего же в процессе реализации было зарегистрировано 32 патента на уникальные технологии и разработки!





Согласно заявке на включение здания в реестр памятников архитектуры, важными аутентичными сохраняемыми архитектурно-пространственными критериями необходимо считать глухие фасады башен с завершениями-«коронами» (невозможна перфорация цилиндров башен и замена их материала); высоту и пропорции башен (невозможна надстройка и изменение пропорций цилиндров башен); остекление центрального объема (его характер и рисунок); значение сооружения как объемно-пространственной доминанты (невозможна пристройка объемов, меняющая внешний облик и пропорции комплекса)

Однако «Две башни» должны быть сохранены не только как не знающее аналогов технологическое достижение эпохи. Это еще и важная высотная доминанта в городской панораме. Более того - это очень важный символ истории Самары, которая еще в XIX веке слыла «хлебной столицей», а после занимала лидирующие позиции в хлебопекарной и мукомольной промышленности. Потерять это здание сейчас - значит лишить город одного из его самых значимых символов и навсегда утратить возможность создать здесь действительно значимую точку притяжения, как это могло бы быть в случае грамотной перепланировки территории.








Один из возможных сценариев - превращение элеватора в крытый вертикальный парк с видовыми площадками на разных уровнях. Главная смотровая площадка располагается наверху. Площадь остекления на фасадах при этом увеличивается © Авторы идеи - Архитектурное бюро Храмова

Весь мир в последние годы наблюдает множество по-настоящему крутых реконструкций старых промышленных зданий и зернохранилищ: Zeitz MOCAA в Кейптауне Томаса Хизервика - крупнейший в мире музей африканского искусства, Тайчжоуский музей современного искусства в бывшем бункере в Китае, музей Армани в старом бункере в Милане и т.д. Причем все эти примеры касаются зданий, которые намного старше самарского элеватора и до этого много лет стояли заброшенными. Таким образом, мы можем быть уверены, что нынешнее состояние его конструкций можно смело использовать для новых целей; что его можно укрепить и приспособить для новой функции с сохранением первоначального исторического облика.








Что касается «внутреннего парка», то он представляет собой цепочку самых разнообразных общественных пространств: выставочных галерей, кафе, концертных площадок и коворкингов © Авторы идеи - Архитектурное бюро Храмова


Вид на парк-элеватор после реконструкции

Очень достойное предложение от видных местных архитекторов уже поступило: это концепция организации вертикального мультиплекса с крышей-рестораном, откуда открываются великолепные панорамы исторической части города и реки, и Музей Волги с выставочными галереями. В случае, если проект найдет политическое покровительство и инвестора, он превратит это место в новый бренд всего региона и сделает его настоящим драйвером для развития города. Потенциал такой же (если не выше), как у здания «Фабрики-Кухни» Екатерины Максимовой, реставрация с приспособлением которого под филиал Третьяковской галереи завершится в этом году. Нужно помнить историю ее успеха, потому что истинные возможности очень часто не так очевидны. В прошлом году элеватору исполнилось 40 лет - согласно 18-й статье ФЗ №73 он уже «созрел» для получения статуса объекта культурного наследия.

Я настоятельно рекомендую присвоить этому зданию подобный статус и сохранить его для будущих поколений».



P.S. Кроме Боэри, с открытыми обращениями к губернатору Самары Дмитрию Азарову и мэру города Елене Лапушкиной также выступили:

- международная организация SAVE Europe's Heritage;

- российское отделение Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения DoCoMoMo;

- архитекторы голландских бюро UN Studio, KCAP и schiemann weyers architects;

- Институт Модернизма в Москве.

https://prorus.ru/interviews/zerno-razuma-otkrytoe-pismo-stefano-boehri-v-zashchitu-vertikalnogo-zernohranilishcha-v-samare/

культура, наследие, искусство, архитектура, Самара

Previous post Next post
Up