https://globalcentre.hse.ru/news/218167680.html Доклад Счетной палаты. Февраль 2020 г.:
-----------------------------------
Сфера науки и высоких технологий должна стать одним из драйверов социально-экономического роста России. Однако справиться с этой ролью она пока не может, даже несмотря на инвестиции со стороны государства. К такому выводу пришла Счетная палата, изучив* основные препятствия, которые сдерживают развитие российской науки.
«В 2017 году, занимая 10 место в мире по затратам на науку и лидируя по абсолютным масштабам занятости в этой сфере, в части результативности научной деятельности Россия на порядок отстает от стран-лидеров по количеству патентов: от США - почти в 16 раз, от Китая - в 38 раз», - сообщила на Коллегии заместитель Председателя СП Галина Изотова.
Она отметила, что внутренние расходы на науку росли с 2000 года. В 2019 году общий объем ассигнований составил 422,15 млрд рублей или 2,65% всех расходов федерального бюджета. Больше половины из них - 243,7 млрд рублей пошли на финансирование прикладных исследований, остальные - на фундаментальную науку.
«При этом, - пояснила Галина Изотова,- по отношению к валовому внутреннему продукту затраты на гражданскую науку в последние годы не увеличиваются. Россия с 1,1% ВВП существенно отстает от ведущих стран мира и находится на 34 месте. Даже в условиях целевых параметров нацпроекта «Наука» расходы увеличатся к 2024 году до 1,2% ВВП. При том, что крупнейшие научно-технические страны тратят на эти цели больше 3% ВВП».
Основным источником финансирования науки традиционно остается федеральный бюджет - порядка 60-70% расходов на исследовательские работы обеспечиваются за счет госсредств. Доля бизнеса в финансировании российской науки сокращается. «В странах-лидерах доля финансирования НИОКР бизнесом превосходит долю бюджетного финансирования. Пропорционально это 70% на 30%. В России сейчас обратная ситуация. По данным Росстата, в 2000 году доля бизнеса в финансировании НИОКР составляла почти 33%, в 2016 году - уже 28%. Механизмы и инструменты привлечения внебюджетных средств в сектор науки не определены», - подчеркнула Галина Изотова.
По общему числу занятых в сфере науки Россия держится в первой пятерке стран: в 2016 году в этой сфере трудились 428,9 тыс. исследователей. Однако по числу исследователей в расчете на 10 тыс. занятых в экономике Россия находится только на 34 месте. «Еще ниже позиция страны по индикатору внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя - только 47 место», - констатировала заместитель Председателя СП.
В целом деятельность в секторе российской науки малопривлекательна для ученых, в том числе из-за недостаточного развития соответствующей инфраструктуры и низкого уровня оплаты труда. Например, в Германии уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава, занятого в сфере НИОКР, в 3,3 раза выше аналогичного российского показателя, в Чехии - в 1,4 раза.
Еще один фактор низкой привлекательности российской науки для ученых - отсутствие эффективной системы стимулирования научной и научно-технической деятельности. «Действующая система экономических и иных льгот не достигает своей цели - роста коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности не наблюдается», - отметила Галина Изотова.
На Коллегии присутствовал первый заместитель Министра науки и высшего образования Григорий Трубников. Он с выводами Счетной палаты согласился: «Действительно нужно признать, что доля бюджетных средств сейчас занимает более 60% в общем объеме средств на научные разработки. Бизнес должен более активно привлекаться к этой сфере и более активно работать. Система экономических и иных льгот неэффективна, я соглашусь. Действительно здесь много нужно еще проработать и создать привлекательную систему для бизнеса, участия в НИОКР».