Александр Раппапорт : "Архитектура, вирусы и планета" . Точка зрения

May 12, 2020 12:08



http://papardes.blogspot.com/2020/04/blog-post_68.html

Архитектура, вирусы и планета

Выдвигая гипотезу будущего культурного объединения человечества на основе культа планеты, я вижу в таком культовом отношении к Земле возможность интеграции человечества. И одновременно появления действительно новой гуманной, что есть человечески оправданной архитектуры. Речь идет не только о ландшафтной и экологической эстетике, и не о мерах по спасению культурных и природных ландшафтов - категория культа предполагает стоящий за предельными перспективами совершенно новый фон и смысл человека и человечества в масштабе их уже не исторического или этнического и национального существования.
До сего времени темпоральные перспективы так или иначе были связаны с религиозными , политическими и этническими корнями бытия.
Марксизм предполагал что в перспективе все эти локальности временного (темпорального) воображения уступят место некоторой единой схеме построения коммунизма или рая
на земле. В том числе интернационала, как единства всех народов и групп. Эта идея имела явно искусственный характер и строилась на абсолютизации мышления, деятельности и разума, природа как таковая уступала место порядку логики и метода.
Природа отступала перед мышлением как архаическая концепция дотехнического бытия - место природы постепенно занимала техника и технология. как искусственные конструкции мышления и деятельности, направленные на мир, человечество и на человека в том числе.
Отсюда постепенно рождался конструктивизм с его рациональными порядками и эвдемония счастья как комфорта и развития.

Коронавирус и пандемия показали всем, что несмотря на бесконечно разнообразные природные условия планеты и формы человека и его культуры в ней есть некие универсальные сущности процессы, которые не являются рациональными идеализациями духа и разума, и все универсалии человеческих смыслов и достижений - расцветов и созиданий могут стать мгновенно жертвами стихий - которые до того картинно мерещились в виде наводнений, пожаров и землетрясений, падений астероидов и прочих сюжетов катастрофических событий в истории, в том числе и искусственно инициированных ошибками или безумием.
Вирус подвел героизм радетелей атомной войны и космических скоростей к обнулению.
И случайно родившееся словечко "обнуление" из политического жаргона вдруг в считанные секунды выросло до невообразимый ранее и не блистающий безумием и или жертвенностью обнуления ВСЕГО. Убедительные символы человеческой любви и дружбы - рукопожатия и поцелуи немедленно превратились в смертельные символы, мудрость государственных фигур - вождей и лидеров обнажила их собственную уязвимость и бесполезность, еще не ставший нормативным бесславный финал упразднил пафос речей драматургию и симфонизм.

Трудно сказать- будет ли услышан этот урок. Риторика нынешних руководителей пытается уподобить ситуацию некогда популярным победам над соседями или захватчиками. Ошибка таких риторических фигур в том , что исторические враги в воображении их жертв расправлялись с людьми, и целыми народами движимые злобой, жадностью, изуверской философией или мифологией. Нынешний вирус - безгрешен, тих и миролюбив. Он губит и гибнет сам без лишней суеты и пафоса. Повинуясь неведомым нам законам случайности событий. нет в нем даже демонизма черных дыр и оцепеняющей тепловой смерти вселенной.

Он ни в чем не виноват. Ибо и сам не нарушает законов природы. Он демонстрирует лишь, что законы эти как и законы смерти и жизни безразличны к нашим к ним отношениям. Вывод - отношения между природой и техникой в третьем тысячелетии придется пересмотреть наново. Категорию судьбы придется освободить от презрительной улыбочки генштаба.
Пусть сам по себе коронавирус почит бесславно в силу тех же законов. Он явил нам не свое всесилие- но относительность всякой силы и рискованность естественной жизни. Тем самым он намекнул, что блаженство конструктивного бытия и его магии дано нам нем по заслугам, а случайно.
И весь тот мир, который сегодня еще освещает нашу жизнь, уязвим, как и каждый, кто в нем живет и дышит.
Чудо планетарного бытия и природы окажется столь же незаслуженным подарком, как и это внезапное наказание.
Итог такого урока, как мне кажется, может на какое-то время обнулить наши страхи и жить с планетой в мире и согласии.
На фоне пандемии бесконечное множество маленьких порядков, режимов, царств, партий, языков, традиций - о которых мы ежедневно узнаем из газет или интернета и которые постоянно разрушают любые планы- сколь губительными или благими их ни преподносят журналисты - утратят свою неизбежность и обнулят свой смысл - в итоге этого обнуления смогут появиться новые смыслы планетарного бытия, которых с нетерпением ждет архитектура.Алекса́ндр Ге́рбертович Раппапо́рт (23 октября 1941, Вологда) - российский архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед. Доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России (с 1968), Международного комитета архитектурных критиков (International Committee of Architectural critics, CICA) (с 1985), Ассоциации искусствоведов (с 2002), Союза дизайнеров России (с 2003).
Сын кинорежиссера Герберта Раппапорта и художника кино Л.П.Шильдкнехт. В 1959-1965 гг. учился в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ); в 1964 г. - класс рисунка В.И.Шухаева (Тбилиси); в 1967-1970 гг. - в аспирантуре НИИТАГа. До 1977 г. - участник Московского Методологического кружка под руководством Г.П.Щедровицкого[1]. В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры на тему «Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании». В 2002 г. - докторскую диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения на тему «К пониманию архитектурной формы»[2].

Работал архитектором в ЛенНИИП градостроительства (1965-1969); зав. лабораторией социологических исследований Московского научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (МНИИПОКОЗ) (1972-1977); зав. сектором Института культуры МК РСФСР (1977), Москва; старшим научным сотрудником НИИТАГа (1978-1984); зав. отделом НИИТАГа (1984-1991); журналистом Всемирной службы Би-Би-Си (1991-2001), Лондон. В настоящее время - ведущий научный сотрудник отдела теории архитектуры НИИТАГа. В 2012-2014 годах преподавал на факультете архитектуры и дизайна Высшей школы бизнеса, искусств и технологий RISEBA (Рига).

Автор тысяч публикаций по архитектуре, методологии архитектурно-градостроительного и дизайнерского проектирования, теории архитектуры и дизайна, изобразительному искусству, мультипликационного кино и фотографии в разных странах (Россия, Болгария, Латвия, Грузия, Украина, Эстония, Польша, Германия, Франция, Италия, Великобритания, США). Как признается сам Раппапорт, каждый день он пишет как минимум два текста, поэтому за год получается тысяча и более публикаций[3].

С 2004 постоянно живет в Мазирбе (Латвия).
Ведет философский и методологический блог «Башня и Лабиринт»

точка зрения, коронавирус, философия, covid-19, общество, жизнь

Previous post Next post
Up