Миф: советское образование лучше справлялось с воспитанием человека
С точки зрения ностальгирующих по СССР, советское образование воспитывало Человека и Творца, а современное российское воспитывает мещан,
потребителей и коммерсантов (при этом не совсем понятно, почему последним отказано в праве быть одновременно людьми и творцами).
Но так уж ли хорошо в СССР воспитывали людей?
- Советское образование воспитало целые поколения алкоголиков - с 1960-х по 1980-е гг. потребление алкоголя в стране выросло более чем в три раза, в результате чего с 1964 г. в РСФСР прекратила расти продолжительность жизни у мужчин (в отличие от западных стран), резко выросла алкогольная смертность и алкогольная преступность.
- Советское образование воспитало общество, которое с конца 1960-х гг. прекратило воспроизводить себя - число детей на женщину упало ниже критичного значения 2,1, в результате чего численность последующих поколений стала меньше, чем у предыдущих. При этом число абортов в СССР превышало число рождённых детей и исчислялось цифрами порядка 4-5 млн в год.[27] Число разводов в СССР также было колоссальным, и остаётся таковым в России до сих пор.
- Советское образование воспитало поколение людей, которые разрушили СССР и сравнительно легко отказались от многого из того, чему их раньше учили.
- Советское образование воспитало людей, массово пополнявших ряды организованной преступности в 1980-е и 1990-е гг. (да и ранее тоже).
- Советское образование воспитало людей, которые легко поверили множеству шарлатанов времён перестройки и «лихих 1990-х»: вступали в религиозные секты и неофашистские организации, несли последние деньги в финансовые пирамиды, с упоением читали и слушали различных фриков-лжеучёных и т. д.
Всё это указывает на то, что с воспитанием человека в СССР, мягко говоря, было далеко не всё идеально.
Конечно, дело тут не только в системе образования, но и в иных аспектах общественной ситуации. Однако советское образование не смогло эту ситуацию переломить и во многом способствовало её формированию по следующим причинам:
- недостаточно воспитывалось критическое мышление;
- недостаточно поощрялась инициатива;
- активно пестовался патернализм и чрезмерная опора на авторитеты;
- отсутствовало адекватное воспитание в области семьи и брака;
- идеологические рамки сужали взгляд на мир;
- многие негативные общественные явления замалчивались, вместо того, чтобы их изучать и с ними бороться.
Выводы
Советская система обладала как неоспоримыми преимуществами, так и серьёзными недостатками.
Положительные моменты:
- Окончательная ликвидация безграмотности и обеспечение всеобщего среднего образования.
- Мировое лидерство в сфере высшего технического образования, в естественных и точных науках.
- Ключевая роль образования в обеспечении индустриализации, победы в Великой Отечественной войне и научно-технических достижений в послевоенный период.
- Высокий престиж и уважение к профессии учителя, высокий уровень мотивации учителей и учащихся.
- Высокий уровень развития спортивного образования, широкое поощрение спортивной деятельности.
Упор на техническое образование позволял эффективно решать многие важнейшие для советского государства задачи.
Отрицательные моменты:
- Отставание от Запада в сфере гуманитарного образования ввиду негативного влияния идеологии и внешнеполитической ситуации. Особенно сильно досталось преподаванию истории, экономики и иностранных языков.
- Чрезмерная унификация и централизация школьного и, в меньшей степени, вузовского образования вкупе с его малыми контактами с внешним миром. Это привело к потере множества успешных дореволюционных практик и к нарастающему отставанию от зарубежной науки по ряду направлений.
- Художественное образование страдало от цензуры и высокой заидеологизированности, а также от препятствий для освоения зарубежных методик; одно из важнейших следствий этого - упадок дизайна, архитектуры и градостроительства в позднем СССР.
- Частичная вина системы образования в деградации семейных ценностей и в общем падении нравов в поздний период СССР, что привело к негативным тенденциям в развитии демографии и общественных отношений.
- Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, что в итоге привело к неспособности общества эффективно противостоять западным манипуляциям в ходе информационной войны.
То есть в своём гуманитарном аспекте советская система образования в конечном счёте не помогла решить ключевые задачи по сохранению и укреплению государства в мирный период. Что, впрочем, не отменяет наличия множества достижений СССР в области гуманитарных наук и искусства.
Журнал "Русский эксперт"
Click to view