В Казани один из жителей города обратился в Конституционный суд республики, требуя признать недействительным местный закон о тишине. Этот документ защищает покой людей в ночное время. Но его действие не распространяется на религиозные организации, что, по мнению заявителя, нарушает права и свободы граждан.
В мечети Эниляр в центре Казани звучит призыв к молитве. Мулла находится внутри здания и читает суры из Корана в микрофон - через мощные репродукторы их слышит весь микрорайон. Помощник имама в мечети "Энилер" Рамиль Гизатуллин подчеркивает: "Намаз без азана - это уже не намаз".
Азан, то есть призыв к молитве, говорят в мечети, древняя традиция. Испокон веков имамы поднимались на минарет и громко читали Коран, чтобы верующие понимали - сейчас время помолиться. Время азана в течение года все время меняется. Оно зависит от восхода солнца. Первый раз к молитве призывают за час от рассвета. Например, в эти дни - около 5 утра.
Громкие звуки в столь ранний час мешают спать жителям близлежащих домов. Дмитрий Фролов рассказывает, что с тех пор, как несколько лет назад перед домом появилась мечеть, его спокойный сон полностью нарушен. Ежедневная побудка в 5 утра, а летом еще раньше - в 3 - не устраивает ни его, ни семью.
Закон о тишине в Татарстане запрещает шуметь с 11 ночи до 7 утра, правда, его действие не распространяется на религиозные учреждения.
"Российский закон предусматривает свободу религиозных организаций, нашей компетенцией это не является, - говорит зампредседателя комитета по законности и правопорядку Госсовета Татарстана Рафил Нугуманов. - Субъект не имеет права регулировать закон по религиозным мероприятиям, мы же не можем какой-то колокольный звон запретить". "Мы туда не вторгаемся, это не наше поле деятельности ", - подчеркивает Нугуманов.
Дмитрий Фролов считает, что нарушается не только республиканский закон. По его мнению, призывы к молитве противоречат и главному документу страны - Конституции. Казанец уже обратился в суд.
"Российская Федерация основана на равноправии, каждый гражданин обладает свободой и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, а где же тут равные обязанности: общество разделено на две части - кому-то можно шуметь, другим нельзя", - недоумевает Фролов.
В самой мечети говорят, что пошли навстречу жителям и убавили звук до минимума. Теперь призывы к молитве, как говорят мусульмане, еле слышны.
"Даже некоторые студенты университета жалуются, что слова азана не слышны, не доходят; у нас азан две-три минуты происходит, по времени, из-за этого я надеюсь, что это не очень тревожит наших жителей", - говорит Рамиль Гизатуллин.
Дмитрий Фролов с нетерпением ждет решения Конституционного суда Татарстана. Ведь с приближением лета призыв к молитве будет звучать все раньше. Свой вердикт суд должен вынести в течение месяца.