Я уже довольно давно собирался написать большой пост о проблеме отсутствия памяти о прошлых жизнях.
Собирался-собирался - да всё как-то никак.
И тут сегодня еду в метро, смотрю, мне сообщение от
grey_horseСтал я на него отвечать - да как-то, отвечая, и написал практически всё, что в том посте написать собирался
(
Read more... )
По-моему, излишне доказывать, что подавляющее большинство населения Земли страдать и мучиться не любит, и предпочло бы этого не делать. Отсюда вопрос: какие именно люди "захотели попробовать"? Для простоты рассуждений возьмём, скажем, меня. Я точно не желаю страданий ни себе, ни своим близким, даже ради "попробовать самому". Допустим, что это было желание той самой, упомянутой вами в первопосте, личности, которая вне отдельной жизни. Но это и доказывает, что я - это не совсем он. Ситуация, по-моему довольно сомнительна этически.
Вы, наверное, помните фильм "Вспомнить всё" Верховена? Там главный герой, Куэйд, выясняет, что ложную память ему пересадил он сам, чтобы внедрится в штаб марсианских повстанцев. И конфликт построен на противоречии между Куэйдом-со-старой-памятью, который этих повстанцев хотел уничтожить, и Куэйдом-с-новой-памятью, который хочет их спасти, причём наши симпатии явно на стороне второго. Для меня как зрителя очевидно, что это отчётливо разные личности. Хотя, следуя вашей логике, должна бы быть одна - просто второй "что-то забыл, но потом вспомнит".
А если личности разные, то действия первой по отношению второй - это принуждение. Как и в случае вспомнившей всё личности "вне отдельной жизни", которая зачем-то решила, что мне нужно помучиться.
Reply
Но на мой взгляд она всё же лучше, чем все прочие концепции.
В ней - в этой ситуации - вас в этот мир забросило всё же в некотором роде с вашего согласия и желания. Да эта личность не совсем вы - но и не совсем не вы.
Собственно, почему я и пишу о проблеме памяти, почему я считаю её проблемой - именно поэтому.
Но как мне кажется эта проблема всё же решаемая - вот, о её решении я и написал этот пост.
Ведь в самом деле. Тот человек, которым вы были 20 лет назад - это ведь тоже не совсем вы нынешний. И тем не менее вы имеете дело с последствиями его решений. А ведь то, что он не вполне вы - это уже не абстрактная философия, а наблюдаемый факт из этой жизни.
И ведь даже ваша память о том человеке 20-летней давности изрядно фрагментарна.
А прямо сейчас вы принимаете решения, которые повлияют на то, каково придётся тому человеку, которым вы станете через 10 лет.
При этом этичность решений личности вне этой жизни дополнительно укрепляется вот чем.
Ничто не необратимо.
Вообще ничто.
С тем, кем эта личность станет в локальной жизни в этой локальной жизни не может случиться ничего необратимого - не может принципиально. Да, это не отменяет пережитых страданий и поэтому не снимает проблему вовсе - но всё же делает её меньшей.
То есть, тут всё же решение принимается за себя (не вполне, но всё же) и с гарантией отсутствия необратимых последствий. При таких условиях можно принять решение попробовать погрузиться в локальную жизнь. Всё же в ней есть не только страдания.
В любом случае на данный момент эта система кажется мне наиболее хорошей из всего, что хоть как-то более-менее согласуется с наблюдаемым миром.
Собственно, с чего наш разговор и начался - вы написали, что это слишком хорошо.
Да. Это хорошо настолько, насколько у меня получилось. Снова отмечу - я не пророк, мне не было откровения. Всё это плод просто моих размышлений. Возможно всё ещё лучше - как-то так, как я или не додумался вовсе или не принимаю по каким-то иным причинам.
Reply
Leave a comment