Недавно я принял участие в одном разговоре о национализме и кое-какие мысли по его следам решил вынести отдельным постом.
Да, сразу хочу оговориться. Говоря в этом посте о каких-либо особенностях той или иной национальности, я имею в виду две вещи.
Первая. Таковые особенности существуют. Не все национальности одинаковы - в смысле именно что одинаковы, неразличимы, неотличимы друг от друга. Это просто данная в ощущениях реальность, по-моему отрицать её глупо. Можно сказать, что все национальности равнодостойны, ок. Но они нет, не одинаковы.
Вторая. Национальные особенности это следствие разницы в культурах. Не в крови, не в генах, ни в чём таком, а именно в культуре. Разные культуры - разные особенности. Если с рождения полноценно переместить человека из культуры А в культуру Б - он вырастет с особенностями присущими культуре Б и, соответственно, Абрам Петрович Ганнибал - русский, притом даже, что был перемещён в инокультурную среду не с рождения, а лет около семи.
Возможно я зря делаю эти оговорки, возможно всё это достаточно очевидно, но пусть всё же будут.
Теперь к сути.
Русские националисты часто оказываются недовольны... и вот знаете, я очень долго пытался сформулировать причину недовольства в общем виде, и получалось у меня это плохо.
Поэтому я попробую привести её в виде обобщённой цитаты.
"Посмотрите на список ста богатейших людей России и посчитайте, сколько там евреев. А теперь сравните с численностью евреев в стране вообще. А на практически любой оркестр посмотрите. То же самое. И на науку."
"Если у Ивана случается с кем-то бытовой конфликт, то на стороне Ивана он сам и примерно всё на этом. Если же конфликт случается у Мусы, то с высокой вероятностью на его стороне окажется диаспора."
Первое что меня печалит - см. оговорку номер один - что возражающие националистам иногда пытаются просто отрицать сказанное. "А посмотрите в этот список богатейших людей, там же не только Фридман и Вексельберг, там есть и Прохоров, и Потанин."
Оно так. Но всё же представленность действительно не соответствует процентам в населении.
Вот до смешного (любопытно, но именно это меня досподвигло меня написать пост). Играю я сейчас в "Сталкера". И там есть такая локация - "Дикая Территория", на ней наёмники напали на учёных. Так вот обыскиваю я трупы учёных. Два из четырёх: Антон Гельденфарб и Игорь Фихтенштейн. Реализм) И ведь в самом же деле производит впечатление некоторого реализма - посреди бандитов и наёмников с типичными никами Сёма Кабан, Петро Валет - как должны звать учёных? Есть ведь такое дело. Аналогично и со вторым примером. Это в самом деле есть, даже авторы игры учитывают.
И у русских националистов возникает ощущение, что вот у тех такие бонусы, у этих эдакие - а у нас? И вроде как у нас никаких.
Так вот по-моему тут следует учитывать такие детали.
Эти бонусы не вполне бесплатны.
Да, та самая культурная особенность евреев - нацеленность на образование. Но это ведь не просто так. Чтобы через двадцать лет в оркестре был какой-нибудь Сёма Лазерсон сейчас этому Сёме нужно не играть в дотку, а сидеть и пиликать на своей виолончели. Час пиликать, два, пять, десять. У меня в детстве были знакомые девочки, сёстры - мы семьями дружили. Они как раз были виолончелистки. И они пиликали. И час, и два, и восемь в день, соседи очень злились. Сейчас обе в каких-то оркестрах. Их семья была русско-украинская.
Это не работает так, что ты еврей и играешь на скрипке по блату. Этому придётся учиться.
Аналогично с подъезжающей диаспорой.
У меня ощущение, что довольно часто русский националист это видит так: "я живу себе как жил, но в случае чего мне помогут, подъедут".
Это не совсем так просто работает. Да, у большой семьи, у крепкой связи родственников есть преимущества. Да, помогут, да, подъедут. Но ты не живёшь, как жил. Ты, например, в Москве. А троюродный племянник поступил в МАДИ - и вот тебе позвонил дедушка, сказал, что надо бы пустить Гамида пожить, пока учится. И придётся пустить. Да, Гамид вроде бы как раз и будет тем, кто подъедет и поможет... Или наоборот! Или это Гамид куда-нибудь влипнет и самому придётся ехать, впрягаться, помогать - а потом снова позвонит дедушка и скажет, что надо денег на адвоката собрать Гамиду.
Это не в одну сторону работает, вот ведь какое дело.
Выгодно это в итоге или нет - очень сильно надвое выходит. На самом деле по-моему очень зависит от человека. Если кто спокойный, нацеленный нормально жить, зарабатывать, карьеру делать - ему не выгодно. Вся эта диаспоральная культура за его счёт жить и станет. А вот если кто любит по клубам походить, да там позацепиться с кем, а у самого ничего нет особо - тут да. Хотя и тут тоже. Хорошо если дедушка сказал, что Гамид едет в Москву, где клубы. А может в Москву поедет Хазрат, а Гамид останется с дедушкой - должен же кто-то старому человеку опорой быть в родном ауле. И всё. И будешь опорой. Без вариантов.
Эта атомизированность русских несёт в себе не только минусы, но и плюсы. Просто минусы заметнее изнутри, а плюсы снаружи. Ходящего по клубам мы можем увидеть, а оставшегося с дедушкой нет. Нанятого адвоката мы видим, а тех, кто ему денег собирал нет. Когда к кому-то подъехали и помогли это видно, а вот что у тебя дома не живёт троюродный племянник - нет, этого мы не замечаем. Это же само собой. Да, само собой - в русской культуре.
Кстати! Ещё одно важное уточнение (и я просто-таки горжусь тем, что подумал об этом). Я пишу о мужчинах. Как обычно, человек по умолчанию это мужчина. А есть, вообще-то, ещё половина человечества. Каково при вот этом семейно-диаспоральном подходе женщинам? Это ведь считается, это должно считаться. Если ты не Гамид, а Фарида... Ох. Тут по-моему как-то совсем печально - и тем печальнее, чем этот традиционно-семейно-диаспоральный подход крепче.
И ведь это по-ло-ви-на от всех людей. Плюсы и минусы для них должны учитываться.
Все эти национальные бонусы не бесплатны.
И вот что любопытно - если человек отказывается платить за них, то он их и лишается.
Я знаю дагестанца, который из Дагестана уехал в Саратов. Почему? А вот не нравилось ему всё это. Он хотел жить по-другому. Сам по себе, без всей этой клановости. И, в общем-то, в значительной степени у него это получилось - он вышел из этой диаспоральной логики. У него самого типичное дагестанское имя - а его внука зовут Ярослав Александрович. (В самом деле именно Ярослав и именно Александрович, я это не придумал).
Другой пример. Вот, человек говорит: "ну, вот, я еврей и что я с того имею, какая диаспора за меня впишется?" Но дело-то в том, что по факту он уже не еврей. Он вышел из этой логики, он предпочёл поступать так, как хотел сам, не оглядываясь на диаспору, в значительной степени отступая от культурных норм. И да, соответствующих плюшек лишился.
Есть другой знакомый. Тоже всё по классике - еврейский мальчик, виолончель. Но мальчик не вытянул. А надо вытянуть. Надо кровь из носу вытянуть. Не вытягиваешь? А ты удвой усилия. Играешь восемь часов в день? Играй шестнадцать. Будет ещё одна фамилия в оркестре.
Но нет, мальчик не вытянул, виолончель продали, его фамилии в оркестре мы не увидим. Это не полагается за сам факт еврейства, важна культура - в данном случае культура упорнейшего труда, впахивания. А тут мальчик следовать этой культурной норме не захотел, решил сделать, как ему хочется, а не как положено.
По сути дела этот дагестанец и этот еврей совершили что-то вроде побега в русские.
С чего бы бежать в русские, если тут всё плохо, а там хорошо.
А вот же. Не так всё просто.