В ходе разговоров по следам моего прошлого поста (особенно вот этого разговора:
https://caurug.livejournal.com/179056.html?thread=1814384#t1814384 ) возник вот какой вопрос.
Что такое феминизм? Что необходимо и достаточно признавать, чтобы быть феминистом?
В чём заключается своего рода "символ веры" + "догматика" феминизма, а что уже есть допустимые внутри него трактовки?
Причём мне сейчас интересно не то, что написано в энциклопедиях, а непосредственное восприятие людей.
Вот, человек говорит, например, что он православный.
Это значит, что он верует в триединого Бога - Отца, Сына и Святого духа. Верит в бессмертие души человека, верит в воскресение из мёртвых. Верит, что Иисус Христос, сын Божий, сходил в мир, был распят, но воскрес. Верит в единую Церковь.
Заметьте - я сознательно не привожу точный текст Символа Веры и даже не пытаюсь его близко к тексту пересказать. Я выдаю некоторое своё понимание.
То есть, я, без энциклопедий и справочников, когда человек говорит, что он православный, понимаю его вот так - он верит вот в это. Таков в моём понимании смысл слова "православный".
А вот дальше... Допустим, один православный мне говорит, что католики спасутся, другой, что нет. Третий, что вообще не людям об этом судить, а четвёртый, мол, как же так, мы ведь верим в единую Церковь, значит... А пятый сторонник апокатастасиса, и считает, что в итоге спасутся все. А седьмой... А двести восемьдесят девятый говорит, что ИНН это знак зверя, и принявшим его не спастись. А девятьсот сорок третий вообще в дьявола, как отдельную сущность не верит, считая, что надо понимать его аллегорически.
Вот всё это уже трактовки. Более или менее распространённые, обоснованные - вполне возможны и довольно экзотические, но вот некая основа всё же сохраняется. Если некто говорит: "В Бога я не верю" - то он уже не православный точно, это уже не трактовка, это противоречие с основой.
В чём аналогичная основа феминизма?
Да, я понимаю, у феминизма не было Вселенских Соборов (возможно напрасно и его следовало бы провести), но в христианстве до Никеи тоже не было - и определяли же как-то, кто христианин, кто нет (вероятно тоже не без разногласий - мягко говоря).
Так вот.
1) Если вы феминист или феминистка, то что это для вас, собственно говоря, значит? Какой смысл вы вкладываете в это слово? Каков своего рода минимум с которого вы согласны признавать феминистом или феминисткой другого человека? Как бы вы кратко - желательно в объёме сравнимом с христианским Символом Веры, описали, что это слово вообще значит?
2) Если вы не феминист или феминистка, то как вы понимаете, когда некто так себя называет? Некто говорит "я феминист" - и вы для себя узнаёте о нём что? Что он признаёт, каков своего рода минимум утверждений, который вы мысленно к нему прикрепляете, после такой самоидентификации?
Ещё раз подчеркну важную вещь - речь именно о личном понимании, восприятии. Не надо цитировать энциклопедии, право слово.
Итак, я бы сказал так.
Если мы - мы, люди - видим, что нечто устроено у нас не правильно. Например, часть нас - нас, людей - не имеет таких-то прав или имеет такие-то ограничения, или на неё наложены какие-то ещё дебафы своего рода (например требования к красоте - см. мой пост об этом). Мы находим это неправильным и эти права эти даём либо эти ограничения снимаем, либо эти дебафы стремимся развеять.
Если, например, мужчины имеют право владеть собственностью и получать высшее образование, а женщины нет, то если мы станем стараться добиться того, чтобы женщины такие права тоже получили, и на мой взгляд это не защита женщин, как группы, а работа с общим принципом - который да, в этом случае касается женщин.
Причём мы делаем это не потому, что боремся за такую-то группу, а из общих соображений - просто так вот вышло, что в данном случае из этих общих соображений следует вот это.
Ту часть этого процесса, которая касается женщин, я бы назвал феминизмом.
Итак, для меня феминизм это не борьба за женщин, как за группу. Или даже за права женщин.
Я формулирую так: "Феминизм это та часть стремления к правильному и исправления неправильного, которая - так вышло вследствие текущего состояния общества - касается только женщин или почти только женщин или в существенно большей степени женщин, чем мужчин. Правильно же, что никакие права человека - формальные или фактические - не должны быть умалены только вследствие того, что этот человек - женщина. Также, что никакие обязанности - формальные или фактические - не должны быть наложены на человека только вследствие того, что этот человек - женщина."
Если бы я сейчас сидел на вселенском феминистском соборе, я бы предложил именно такое определение и голосовал бы за него. И всеми силами ратовал бы за то, чтобы в принимаемом определении не было никакой "борьбы", никакой "несправедливости" и никакого следа групповой солидарности - дело не в ней, дело в вещах существенно более общих. Речь именно об исправлении неправильного и стремлении к правильному.
Вообще, не был бы я так ленив, организовал бы по этому вопросу что-то вроде круглого стола ИРЛ.
Кстати, посмотрим, может несмотря на лень и организую ещё.