Стругацкие

Feb 01, 2017 13:19

Я тут решил перечитать Стругацких. Вот, прям всё, с самого начала. И буду время от времени делиться впечатлениями. Прошлый раз я их читал вот так, насквозь, лет в 18-20, сейчас восприятие изменилось, местами довольно сильно. (На всякий случай - я не разлюбил эти книги, они по-прежнему очень мне нравятся. Но...)

Вот, например. Перечитал "Полдень XX век". И у меня довольно жутенькое впечатление от Аньюдинского интерната. Я теперь, кажется, понимаю в каком настроении Лукьяненко писал про Геометров в "Звёздной Тени". Действительно что-то такое чудится - не просто тоталитарное, а тоталитарное как нечто само собой разумеющееся что ли. И оттого особенно жуткое.

Причём лезут в глаза какие-то мелочи, на которые раньше и внимания не обращал.
Скажем, то, как учитель Тенин натравливает 18-ю комнату на Вальтера. Это же просто мрак какой-то. Это просто омерзительно по-моему. Причём ещё и подаётся так - нехорошо, конечно, но ведь надо. И ведь мало того, что там и не очень-то надо, что можно придумать кучу других способов ребят задержать, так ещё и это осознание, что нехорошо на мой взгляд выглядит как-то _настолько_ формально... И это же ведь вроде как идеал. Не просто идеал - у Стругацких тема учителя вообще чуть не главная, это такой путь в идеальное будущее.
Ничего ж себе будущее вышло.

"Учитель стал рассказывать про биоблокаду. Экипаж слушал так, что Тенииу было жалко, что мир слишком велик и нельзя рассказать им сейчас же обо всем, что известно и что неизвестно. Они слушали не шевелясь и глядели ему в рот. И все было бы очень хорошо, но он помнил, что лестница из простыни ждет в шкафу, и знал, что Капитан - Капитан уж во всяком случае! - тоже помнит это. «Как их остановить? - думал Тенин. - Как?» Есть много путей, но все они нехороши, потому что надо не просто остановить, надо заставить понять, что нельзя не остановиться. И один хороший путь был. По крайней мере, один. Но для этого нужна была ночь, и несколько книг по регенерации атмосфер, и полный проект «Венера», и две таблетки спорамина, чтобы выдержать эту ночь… Нужно, чтобы мальчики не ушли сегодня ночью. Даже не ночью - вечером, потому что Капитан умен и многое видит: видит, что учитель кое-что понял, а может быть, понял все. Пусть не ночь, думал учитель. Пусть только четыре-пять часов. Задержать их и занять на это время. Как?
- Кстати, о любви к ближнему, - сказал он, и экипаж снова порадовался этому «кстати». - Как называется человек, который обижает слабого?
- Тунеядец, - быстро сказал Лин. Он не мог выразиться резче.
- Трусить, лгать и нападать, - проговорил Атос. - Почему вы спрашиваете, учитель? С нами этого не бывало и не будет.
- Да. Но в школе это случается… иногда.
- Кто? - Поль подскочил. - Скажите, кто?
Учитель колебался. То, что он собирался сделать, было, в общем, дурно. Вмешивать мальчишек в такое дело - значит многим рисковать. Они слишком горячи и могут все испортить. И учитель Шайн будет вправе сказать что-нибудь малоприятное в адрес учителя Тенина, Но их надо остановить и…
- Вальтер Саронян, - сказал учитель медленно. - Я слыхал об этом краем уха, мальчики. Это все надо тщательно проверить.
Он смотрел на них. Бедный Вальтер! У Капитана бродили желваки на щеках. Лин был страшен.
- Мы проверим, - сказал Поль, недобро щурясь. - Мы будем очень тщательны…
Атос переглядывался с Капитаном. Бедный Вальтер!…
- Поговорим о вулканах, - предложил учитель."

Кстати, само нападение 18-ой на Вальтера тоже довольно противно выглядит. В нём есть что-то очень большевистское, какая-то такая святая уверенность в своей правоте, в праве карать. Так и веет коммисарами в пыльных шлемах и расстрелами кулаков.

Или вот ещё, принудительное усыпление учеников "невидимым потоком инфралучей". Тоже вроде мелочь, но меня как-то перекосило от неё. Причём в отличие от истории с Вальтером, я на это в прошлые прочтения вообще внимания не обращал, даже не помнил, что такое есть. Тоже как-то жутковато выглядит на мой вкус. "Мы знаем, как вам надо! А вы не согласны? А поток инфралучей получите! Не умеешь - научим, не хочешь - заставим."

"В полночь учитель Тенин вышел в парк и остановился возле своего птерокара. Огромный плоский блок школы лежал перед ним. Все окна первого этажа были темными, а наверху кое-где еще горели огни. Горели в 20-й, где сейчас пятерка знаменитых насмешников беседовала, наверное, со своим учителем, Сергеем Токмаковым, в прошлом врачом. Горели в 107-й - там метались тени, и было ясно, что кто-то кого-то лупит подушкой по голове и намерен лупить до тех пор, пока неслышный и невидимый поток инфралучей не заставит заснуть самых беспокойных, а случится это через две минуты."

Или вот, одна из главных проблем Мира Полдня: лезть на рожон ради науки или не лезть.
Нет, понятно, что АБС пытались найти проблему в обществе, в котором проблем нет. Но всё равно как-то это убого. Как писал Довлатов: "Нет такой проблемы! Может ещё обсудим, красть или не красть в гостях серебряные ложки?"
Ну, будет какая-то очередная тирьямпампация открыта не сегодня, а послезавтра - было б из-за чего табуретки ломать.

Стругацкие, Книги

Previous post Next post
Up