«Американский Психопат» как зеркало суровой реальности

Jan 24, 2014 20:05



Спектакль Лондонского театра «Алмейда» с Мэттом Смитом в заглавной роли. http://www.almeida.co.uk/event/americanpsycho Очередная постановка, на которую билеты кончились сразу и совсем. Но кто ищет, тот добьется :)

Вообще-то, это римейк Бродвейской постановки по мотивам одноименного романа Бретта Истона Эллиса. По этому же произведению существует фильм с Кристианом Бейлом с многообещающим рейтингом R (т.е. 18+). Так что, когда я узнала, что это жестокое мочилово с элементами сексуального насилия будет представлено в виде мюзикла, да еще и с участием Мэтта, пропустить такое действо не было не малейшей возможности.

Это не Шекспир, поэтому кратко о сюжете (со спойлерами): главный герой, Патрик Бэйтман (которого и играет Мэтт) - молодой успешный бизнесмен, работающий в одном из инвестиционных банков Нью-Йорка.Его жизнь, как и жизнь большинства его окружаюших, вертится вокруг вечеринок, модных брендов, наркотиков и секса. Такой стандартный мажорский набор.



Но у Патрика есть один секрет: на самом деле он - серийный убийца, получающий наибольшее удовольствие не от многомиллионных сделок, а от мучений и смерти своих многочисленных жертв.

И как же подобная история может выглядеть в качестве мюзикла? Оказывается, что отлично! Звуковой ряд и музыкальные номера подобраны в соответствии со временем написания книги (90е гг. прошлого века). Стилистика интерьеров тоже подходящая - простые линии, сталь и пластик. Две вращающиеся платформы позволяют превратить совсем небольшую сцену в многомерное, постоянно изменяющееся пространство.

Но главное, конечно же, это актеры. Мэтт и его ближайшее окружение (3 девушки и 3 мужчин) - постоянны на протяжении всего спектакля. Вся остальная труппа попеременно играет разные роли, от гостей на вечеринке до полицейских и невинных жертв. И как же отлично они все поют и танцуют, все как один. Мэтту, конечно, пока несколько рановато задумываться о карьере в музыкальном театре, но с большинством вокальных партий он справляется очень достойно, а в самых трудных местах хор ему помогает.

И то, чего Мэтту не хватает в музыкальных номерах, он с лихвой искупает в драматической составляющей. Его герой - человек, свершенно не понимающий своей цели и предназначения в жизни, до отчаянного воя уставший от пустых людей, никчемных интересов, бесполезного прожигания жизни. Как с этим справиться он не знает и избирает едиственный доступный для себя способ - насилие и убийство. Только это заставляет его хоть что-то почувствовать. И вот этот внутренний конфликт, выжигающий душу и остатки разума, Мэтт отыгрывает просто замечательно. Резкие рвущиеся движения, перемежающиеся мертвыми паузами в тщетных попытках осознать и остановить происходящее, такой современый Джекил и Хайд в костюме от Армани.

Единственный светлый момент этой истории - отношения Патрика и его секретарши Джин, беззаветно в него влюбленной. Вот этот момент был реально страшен, ее визит к нему домой. На тот момент Патрик находится уже практически в невменяемом состоянии (которое почти никак не проявляется внешне), он уже потерял ощушение реальности и просто ищет очередную жертву. Вот она сидит у него в гостях, такая теплая, живая, влюбленная и что-то рассказывает о своих планах на будущее. И так хочется закричать: «Беги оттуда, дурочка, беги изо всех сил!». Все предыдущие сцены, где кровь лилась рекой и человеческие куски валялись по углам, такого панического ужаса не вызывали. Но зато теперь понятно, за что спектаклю дали такой суровый возрастной рейтинг, крови, насилия и секса здесь с лихвой.

Вообще, имхо, этот спектакль прежде всего о том, как бесконечная жажда потребления и наживы, погоня за удовольствиями и охота за модными брендами убивает человека не хуже маньяка с бензопилой. Они все уже внутри мертвы, Патрик Бэйтман просто завершает дело, приканчивая холеную и упакованную физическую оболочку.

Но во всей этой истории есть хитрый поворот: героя Мэтта постоянно принимают за кого-то другого, все время игнорируют его ремарки о жертвах и даже откровенно смеются над сделанным в момент просветления чистосердечным признанием во всех злодеяниях. Все улики и тела жертв тоже каким-то таинственным образом изчезают. Так что в итоге мы получаем классический открытый финал. До конца так и не понятно, убил ли Бэйтман кого-то вообще, или все эти смерти были лишь плодом его накачанного наркотиками воображения. Как говорится, решайте сами.

Очень рекомендую посмотреть этот спектакль, если вы в Лондоне. Предварительных билетов уже нет, но returns можно поймать при должном усилии. Оно того стоит, несомненно. Не зря даже Марк Гэтисс нашел время в своем бешеном расписании, чтобы увидеть эту постановку.

Творчество любимых, театр для чайников

Previous post Next post
Up