Началось наше путешествие в селе Городовик. Последнее поселение, здесь заканчивалась цивилизация, источники питьевой воды и мобильная связь. Дальше начинался дикий (к)рай, большой массив Полистовких и Рдейских болот. Отсюда, по слухам, в нужном нам направлении уходила узкоколейка, и попутчики в поезде даже рассказывали что ездили по ней на дрезине лет 10 назад. Хотя я считал, что сейчас все эти дороги у нас уже разобраны, но, по крайней мере, должна остаться насыпь, по которой можно попытаться проехать. И верно, уже 15 километров пути, пустая, подзаросшая заброшенная насыпь то появлялась с правой стороны дороги, то исчезала в лес.
Приветливые люди наполнили наши фляги водой.
- А есть здесь рельсы дальше ?
- Есть, да вон там!
Вот те на.. есть.
- А я как-то слышал, что могут, как-то, отвести по ней, туда на болото..
- Ну, за пионерку платить надо, рублей 300 будет.
И это есть! Это, конечно, интересно..
Пошли искать хозяина. Но хозяин отказал, его пионерка сломалась, сам только что еле доехал, а так, 250 рублей, говорит, стоит. Мы решили ехать своим ходом, тем более неизвестно, будут ли нас вести с велосипедами.
Блин! Там где начинались рельсы стояла целая куча (штук 10) гаражей пионерок, некоторые из них были пустые, сколько их всего в деревне я уж не знаю. Потом мы увидели, самодельные, кто во что горазд, с широкими колёсами (рельсы-то кривые) пионерки (дрезина с мотором от мотоцикла) катают по дороге каждый день. Не все едут до конца. Некоторые за рыбой на озеро, некоторые просто в лес.
Мы вступили на узкоколейный путь.
16:30
Сначала я думал, что можно ехать. Но быстро спешился и пошёл пешком. Велосипед с тяжёлым рюкзаком постоянно подтряхивало на ухабах. Ладно, идём быстрым шагом. Дорога шла прямо-прямо, так что вдаль видно было на пару километров, вокруг неё смыкался лес.
Монотонно идём в неизвестность.
Сзади раздался звук, кто-то катил на своём чуде. Вид у мужика был алкоголический.
- Мужик, подвези!
- .. <нецензурная брань>
Прокатил мимо. Через некоторое время мы его догнали, он сломался, рядом с ним материализовались ещё пара человек, он жаловался на состояние своей пионерки.
- А это тебя Бог наказал !
- .. а куда вы, в Сусельицу ?
- В пи*ду!
Мы тоже можем отмочить. Больше мы его не видели.
Начали выступать деревянные шпалы всё больше, перекатывать тяжелый велосипед становилось труднее. Ужасно жарко. Пьём воду.
Постепенно выходим на болото. Открывается солнце. Начинается торфянник. Дорога портится, шпалы уже редки. Дыры под ногами. Прогоревшие что ли ? Я смотрю в одну, в ней движутся темные ромбы на спине гадюки. Нехилая такая. Всё ползёт, потом, наконец, прошёл и хвост дальше по подземным ходам. Не провалиться бы.
Появились провалы, рельсы повисали над ними, зачастую с какой нибудь оставшейся шпалой. Перетаскивать велосипед с грузом стало невыносимо тяжело, я ставлю его на одну рельсу и веду. Сильное облегчение! Рюкзак катит сам себе. Надо только держать переднее колесо, чтоб не съезжало. Но отвлекаться нельзя, смотрю только на рельсу иначе сразу падает, но он всё равно падает через каждые 50-100 метров а поднимать его уже тяжело.
Солнце парит, весь мокрый.
19:00
На восьмом километре стоял "кучкудук".То есть какая-то круглая деталь от крупной техники типа бочки сбоку от дороги. Отдыхаем. Рядом, под рельсами, дорогу пересекала небольшая протока в болоте. Раздвигаю ряску, набираю в ладони прохладную тёмную болотную воду и лью себе на голову. Какое блаженство! Прохладные струи падают мне на затылок. Уши! Уши хорошо отдают тепло, поливаю ещё и ещё, не могу остановится. Небольшой отдых.
Велосипед опять на рельсе, но теперь стало сложнее, поросль с двух сторон плотно прижимается, цепляется за руль, сталкивая его. Приходится снимать, идти так. Шпал уже нет, трава. Трава царапает ноги. Скорость мизерная.
Не знаю сколько времени.
Вечерело, солнце было уже не высоко. Как фонарь оно висело в дымке позади нас. Мы шли уже по дороге, свернув с железки. Дорога эта была довольно условной, когда-то проехала ГТСка, уже выросли кусты. Жара не спадала. Пот капал у меня с носа, и я с удовольствием ловил на ходу падающие капли языком, он уже не солёный никакой, просто вода.
Где мы - сложно сказать. Попробовать поискать железку как ориентир ? Загляну ка я в право. Ого.. Я сразу понял что это такое! Пчелиное гнездо разрытое медведем. Сразу захотелось вернуться на дорогу. Ладно, достаю навигатор. Карт всё равно нет, по спутниковым снимкам я поставил несколько точек на пути, насколько это было видно.
R2 - окончание железки. Не совпало. Однако она здесь, на этой дороге. P1, ммм.. скорее спереди, чем сзади.
- Андрей, давай идти.
Он идет, я за ним. Куда он идёт? Не знаю, может тропинку видит? Я ничего не вижу, какое-то поле вокруг, идем по траве. Это точно не болото. Опять раскопанное пчелиное гнездо. P1 в стороне, но приближается. Справа, вдалеке, остатки деревни, которой уже давно нет. Фундамент зданий, остатки опор линий без проводов. Далёкая глушь, в нашей области это самый глухой, дикий край. Раньше, когда здесь жили люди, сообщение и завоз продуктов был на самолёте.
Нам главное - добраться до реки. В конце поля опять появилась дорога. Уходит в сторону.
Туда? P1 по курсу, замаячила P2. Понятно, это та дорога, обозначенная в атласе как ”шоссе”, но по нему и пешком-то пройти нелегко. Трава, палки под ногами. Я падаю, вместе с велом на землю, тяжело дышу несколько секунд, поднимаюсь. Силы уже на исходе, хотя они уже пару раз заканчивались. Завал, упавшие деревья. Перетаскиваем через них велосипеды и рюкзаки. Крапива! Во весь рост. В сумерках мы медленно продвигаемся по этой тропе. Прошёл ещё час, наверное.
Вода журчит! Речка? Нет, большая канава, метра два высотой, шла поперёк. Обессиленные садимся на землю.
Наступила ночь.
Вокруг стояла тёмная стена леса, где-то вдалеке иногда гремела гроза. Где мы? По сторонам, в лесу, горели зелёными огоньками светлячки. Ужасно хочется пить. Но воды уже давно нет.
Есть вино. Делаю глоток. Боже мой! Что это? По моему звёзды загорелись у меня в глазах. Ещё! Не оторваться. Вид у меня как у наркомана, понимаю. Но оторваться я не могу. Каждый глоток как истина какая-то отдаётся во мне. Вот что значит обезвоживание.. Кладу и вновь поднимаю флягу. Опять кладу и опять поднимаю. Потом останавливаюсь, иначе через час сушняк добьёт меня. Сажусь на землю.
Тишина.. Весь мир, вот он! Надо мной, вокруг меня. Широкое небо, бездонный тёмный лес. Мы вместе, как родные. В этом неизвестном месте.
- Карту!
По иронии судьбы, вино называлось “вкус странствий”.
Хорошо, что фонарик есть. Что-что, а мелиорация обозначена отлично. До реки 2 километра. Включаю навигатор, метка BOROK - на той стороне, буду смотреть на неё. Перетаскиваю вещи. Андрей с фонариком идёт вперёд. Я иду в полной тьме вслед за светлым пятном впереди, иногда отстаю, приходится догонять. BOROK приближается, как спасение. Река это жизнь. Надо ещё немного продержаться. Ветки под ногами, заросли, их уже не видно, прём вперёд, обходим лужи (как-то?) скорость выросла.
Стоп! Мы идём не туда.. На навигаторе видно, мы свернули с направления. Так..
P2! А я молодец, там же развилка дорог была! Я туда метку поставил. Возвращаемся 100м назад, на P2.
- Нам.. туда!
Я махнул рукой в темноту. Что там? Андрей молча уходит в указанном направлении. Я жду, что будет? Фонарик отдаляется. Поднимаю велосипед, двигаю за ним. Действительно, здесь есть какая-то тропа. BOROK впереди, по сторонам непролазный лес. Дорога виляет, но возвращается на правильное направление. Через некоторое время дорога закончилась, упёрлась в кусты. Остановились. Но страшно не было. Потянуло влажным прохладным воздухом. Я чувствовал её, она где-то здесь. Беру фонарик, пускаюсь на разведку, да, лес уже не такой, он низкий, кусты раздвигаются и я выхожу на простор. Трава по пояс. Ещё немного. Свечу фонариком. Лес отступил вокруг. Вот она! Река.. Темное русло тихо движется в свете фонаря, пар поднимается с него. Это Полисть. Она существует.
Мы выжили!