Bismillair-Rahmanir-Rahim!
Прошёл праздник
Korban-Haid или Ид аль-Адха. Мусульмане кидали камнями в иблиса, раздавали милостыню, кололи жертвенных животных, раздавали мясо нуждающимся, приглашали к себе гостей, совершали добрые дела и ходили на утренний намаз.
На утренний намаз я пошёл в мечеть Кул-Шариф. Утро было морозным, поэтому верующим хватило места внутри мечети. На глазок, пришло около двух тысяч человек. На входе милиция пропускала поток верующих через рамку металлодетектора. Ко времени моего появления, места на ковре были уже заняты. Звучал азан (призыв к молитве). Мусульмане ожидали проповеди. Я встал у края ковра у входа в зал, дожидаясь начала молитвы. Хазрят (священник) с бородкой попросил меня пройти в угол зала, где были места. К началу праздничной проповеди заполнились людьми стоячие места во входной части храма. Азан смолк и люди, спокойно переговаривавшиеся друг с другом, умолкли и обратились в слух. С прочтения аята (стиха) из Корана началась праздничная проповедь на татарском языке. Хазрят начал от праотца Адама и его жены - Хавы. Он подробно остановился на сцене изгнания из рая и подчеркнул, что Прародители человечества не винили иблиса в своём грехопадении. Они признали свою вину и тем самым искупили свой грех. Потом хазрят говорил о грехе и искуплении греха. Вспомнил пророка Ибрагима и его сына Исмаила. Приводил в пример воспитание Исмаила, который не усомнился в правоте отца и согласился с тем, что сны Ибрагима, в которых ангел велел принести Ибрагиму своего сына в жертву, во имя веры в Аллаха, были пророческими, и их следовало принять, как руководство к действию. Хазрят рассказал историю, как иблис пришёл к Ибрагиму и убеждал его не приносить любимого сына в жертву, соблазнял его к ослушанию. Но Ибрагим отверг доводы сатаны. Тогда иблис пошёл к Исмаилу и стал уговаривать его не подчиняться отцу, не соглашаться на жертву, соблазнял его ослушаться. Но Исмаил также, как его отец, прогнал сатану. Хазрят рассказал о моральных страданиях Ибрагима и Исмаила, об их стойкости и мужестве и приверженности вере. Потом сказал о чуде ниспослания белого барашка, о том, как Аллах послал Джибрииля, который остановил отца и велел ему принести в жертву животное. Подробно была освещена тема воспитания детей. Хазрят призвал мусульман использовать сокровища татарской духовности, такие, как "Сказание о Юсуфе" древнего автора Кул-Гали, для воспитания детей. Остановился на рассказе о Юсуфе и брате его Якубе (Иосиф и Иаков в библейской традиции). Проповедь коснулась тем морали, нравственности, искупления грехов, воспитания детей, помощи сиротам и, конечно, веры в Аллаха.
Я слушал проповедь удивлённо и радостно. По сравнению с призывами, которые я слышал от священников раньше (типа: неверные сейчас не только русские, но и татары, не молящиеся Аллаху) нынешняя проповедь была светла, горяча и искренна.
После проповеди состоялась молитва. Я оставил обувь в стороне и прошёл на ковёр, к верующим. Мужчины потеснились и дали мне место. Те, кто наблюдал намаз, представляют себе, как протекала эта молитва. Каждый намаз похож на другой намаз, Ислам - консервативная религия.
Я ушёл из мечети просветлённый, с ощущением праздника на душе. Меня позабавили южане, поздравляющие друг друга с праздником и троекратно, на православный манер, целующие друг друга в щёки.