Побыла тут мегерой пару недель назад, но осадочек остался. Посему интересуюсь мнением общественности.
Короче, мизансцена такая.
В сербском доме застолье, за столом все русские. Среди гостей мать троих детей (возраст от восьми до двух) и я с Левкой - четырех лет (возраст важен, как возраст возможно изъявить обоснованное согласие, извините). В эту компанию добавляются несколько левые гости - режиссер-кинодокументалист и дама-этнограф. Режиссер в доме первый раз, но знакома с дедом тех самых троих детей (отдыхает в доме того самого деда), режиссер также шапочно знакома со мной (мы два раза сказали друг другу «здравствуйте») и с отцом Льва, но в сербском доме она первый раз.
Далее вот что. Оказавшись за столом, режиссер, не спрашивая разрешения у родителей, начинает снимать на смартфон детей. И Левку тоже. После чего я вынуждена ее проинформировать, что Льва снимать не надо, его отец (находящийся в пяти метрах от компании за столом), этого не приветствует.
- Ну, он же сейчас не с нами, - комментирует этнограф с пониманием.
- Я за него, - говорю. - В этом вопросе мы сходимся.
- Так бы и сказали, - с раздражением комментирует этнограф, - что это вы не приветствуете.
- Хорошо, - говорю. - Я этого не приветствую, если нужно уточнить.
- Ну, если нельзя, не будем снимать, - говорит режиссер и переключается на оставшихся троих детей, с дедом которого она хорошо знакома.
- Наташа, - обращается раздраженный этнограф к матери тех троих, - ваших-то снимать можно, вы же не считаете, что это вредно?
- Минуточку, - говорю я, - я не сказала, что это вредно, я сказала, что меня это не устраивает.
- А можете пояснить запрет?
- А я должна?
- Нет, но если есть запрет, он же на чем-то основан. Вот мы в этнографических экспедициях снимаем людей - и ничего!
Свою позицию по вопросу я поясню позже, если кому интересно, мне сейчас любопытна ваша. Итак - внимание, вопрос.
1. все ли этично в этой ситуации - я имею в виду, когда посторонний человек, не родственник, начинает без вашего разрешения фотографировать вашего ребенка?
2. извиняет ли профессия в этом случае режиссера-документалиста - мол, рука сама тянется к камере на грани инстинкта, мировое имя, и вот это вот все?