кемпбелл vs воглер

Aug 20, 2017 08:35

Речь вот о чем. Кристофер Воглер «Путешествие героя» и Джозеф Кемпбелл «Тысячеликий герой». Собственно, первый - переложение второго для тех, у кого не хватает времени или мозга (ну, как у меня сейчас) читать первоисточник. Да, Лада Анатольевна, я наконец - не прошло и года - взялась читать подаренные книги. Кемпбелл идет туго - даже при моей (когда-то) прогруженности по мифологии, стиль изложения не по мне, и очень хаотичен он - или просто не стоит его читать в самолете/аэропорту, что вероятней. Воглер - проще, он перекладывает темы Кемпбелла понятным языком в упрощенные схемы, и очень забавно поверять уже написанный текст по Воглеру, а также задавать себе вопросы по тексту, который пишется.
Отрадно видеть, что интуитивно я уложила 90% повествования в то самое «путешествие героя». Первая часть романа так вообще полностью раскладывается по Воглеру.
Скажем, начальная уязвленность героя - утрата семьи. Награда, к которой он стремится, и которую получает после испытаний - обретение семьи и наследства.
Наставника три - на каждый возраст его детства и отрочества. Причем, каждый Наставник несет в себе черты не одного архаического типа/персонажа. МакГиллан - Наставник и Спутник. Старый Джон Хепберн - Наставник и Тень. Джон Хепберн Брихин - Наставник, Союзник, Привратник и Тень. Рональд Хей - Спутник, Плут, Вестник и Тень (тоже). Вообще, Тень графа, т.е. темная сторона его натуры, злое начало в судьбе, плавно распределена, как отражение, довольно во многих лицах - и когда они постепенно начинают отходить на второй план действия, эта Тень возвращается к своему хозяину и берет над ним все большую власть в душе.
Тень старого Джона - алчность, жестокость и ненависть, присущая роду, как таковому, то, что, умирая, он транслирует правнуку.
Брихин - Тень в той замороженности сердца, которую он сам приобрел в результате отверженности в семье, и которую, как кирасу, он вновь надевает на племянника - из лучших чувств, понятно, вот все это средневековое «будь мужчиной» и т.п. Привратник и Союзник он в том смысле, что передает племяннику три компонента, которыми Белокурый живет всю свою жизнь - интрига, убийство и секс - и посвящает графа в них после испытания, моральной победы над Морэем.
Рональд - узнаваемая фигура Спутника главного героя, лучшего друга, «а было б только с кем поговорить». Но он неявный Плут - хотя бы в том, что ему только, как Брихину, поручена роль иронизировать над «непогрешимым» Босуэллом, а Тень… ну, Тень я проработаю еще покруче, не люблю резню, а так-то об этом говорит и первое явление Рональда во второй части, когда он свежует забитую овцу, и прямое указание на то, что именно он осуществляет все карательные операции графа - после казни первой такой же Тени, Эллиота.
И удивительно, до какой степени реальная человеческая жизнь - Патрика Хепберна Босуэлла - ложится под роспись «путешествия героя» и мифологические ключи в принципе.

А еще я, благодаря Воглеру, поняла, почему не закончила роман до смерти героя, хотя, казалось бы… но эта тема отношений автора и героя, извините, слишком интимна. Пока что обдумаю ее и не стану спойлерить.

В общем, увлекательно не только для писателей (а для тех - еще и полезно), рекомендую.

fair earl, читальня, ариадна оливер

Previous post Next post
Up