На русском почему-то озаглавлен как "Заговор против короны".
Вторую серию не стала смотреть - ну, почему у них Роберт Сесил, горбун и коротышка, ростом в шесть с хвостом футов? Да и вообще, не люблю я Якова (всякого).
Речь пойдет о первой. Режиссер двухсерийного шедевра - Гиллис Маккиннон, сценарист - Джимми Макговерн ну что приличного может написать человек с такой фамилией?
Первое и основное достоинство - Босуэлл и Дарнли, подбор актеров и отыгранное соперничество. Сделано просто мастерски, причем, у этих двоих высокое портретное сходство с оригиналами. Особенно приятно наблюдать все это, зная, что это соперничество в поколениях - за двадцать лет до того их отцы сошлись в самцовой схватке за Марию де Гиз, мать Марии Стюарт, однако той хватило ума не выйти замуж ни за одного из них. Дочь фатально выбрала обоих.
Такое ощущение, что снято по пьесе. Потому что есть диалоги, весьма неплохие, эмоционально достоверные, хотя фактологически слабые, но нет лиц второго плана. То есть, крупно - Мария, Елизавета Тюдор, Нокс, Мюррей, Дарнли, Риччио, Босуэлл. Все, пожалуй. Все действие происходит в этой тесной компании.
Дальше - придирки для собственного удовольствия.
Босуэлл - Кевин МакКидд:
Дарнли - Пол Никколлс:
Дарнли с королевой:
Мария де Гиз умерла в возрасте 44 лет (да-да, как и Fair Earl, как и сын Белокурого, Джеймс), и вряд ли она была к тому моменту седой, как лунь, как это показано в кадре.
Мария де Гиз не бегала от англичан, блуждая в тростниках, спешно передавая трехлетнюю Марию в руки конных спасителей - во Францию, во Францию!
Давид Риччио старше себя самого лет так на двадцать, и советник-советник королевы, прямо тайный, единственный, а не лютнист-секретарь.
Елизавета Тюдор - без слез не взглянешь. Рыжий парик чудовищен. О нарядах умолчу.
Плачьте, это наша Бесс - Кетрин МакКормак! "В этих жутких розочках!" (С)
Мюррей и Мария не похожи на самих себя ни разу. Вообще Джеймс Стюарт, граф Мюррей - такое милое исчадие ада… а между тем, они ведь жили первое (довольно долгое) время с сестрой душа в душу.
Мария - Клеманс Поэзи:
Мюррей мотается в Лондон, как скоростной экспресс Лондон-Эдинбург. То есть, буквально, на вечерний чай прибывает в Хэмптон-Корт. И не такой идиот, как в фильме, Господи помилуй…
Мюррей - Стивен Даффи:
Джон Нокс (!) заседает в совете королевы. Нет, я не изучала детально то время, но что-то терзают меня смутные сомнения…
Босуэлл не может открыто 1) предлагать королеве руку и сердце 2) предлагать убить Джона Гордона, сына графа Хантли (в камере тюрьмы), потому что: 1) он женат на богатой наследнице Дженет Гордон, дочери графа Хантли, и этот брак устроила сама королева; 2) он женат на сестре этого самого Джона, и Гордоны - его старинная родня; 3) а лорда Джона казнил граф Мюррей, взяв в плен после восстания его отца Хантли.
В принципе, вся эта история с молодым Джоном нужна была сценаристам, только чтобы обеспечить Марии проклятие со стороны матери казненного. Я вот на самом деле не понимаю сценаристов, зачем эта дурацкая отсебятина, если в жизни Марии Стюарт - такое количество трагических нелепостей и злосчастных совпадений, что хватило бы на десять человек.
Заявлять Босуэллу, что он не богат и не знатен (типа, как это он может жениться на королеве?), что у него нет власти - нонсенс. По крови он не сильно уступает Джеймсу Стюарту Мюррею, единокровному брату королевы (в фильме они зачем-то называют его сводным), по власти - ну, как бы из одного только Лиддесдейла по свистку поднималось две тысячи, Босуэллы были хозяевами в Средней марке, а наследственные владения имели и в Восточной. Джеймс ходил на заседания Парламента, когда его что-то не устраивало, со свитой в пятьсот бойцов, если я правильно помню. Вот только с деньгами - да… по слухам, покойный папа, Белокурый, оставил герцогу Оркнейскому очень много долгов.
Еще МакКидд-Босуэлл:
Тут королева учиняет выволочку графу за то, что он в пьяном виде устроил дебош и назвал ее жениха Дарнли английским выродком. Босуэлл извиняется - ну, конечно, не выродок, а ублюдок!
Босуэлл - к слову, ни разу не лорд Босуэлл, а граф Босуэлл. Лордами Босуэлл оставались вообще-то Дугласы, как это ни смешно. Лорд он - Хейлс, барон Крихтон и лэрд Лиддесдейл. (Но там вообще с титулатурой беда - во всем фильме. Какая леди Хантли, если она - леди Гордон и графиня Хантли?) Ну, еще герцог Оркнейский. И великий лорд-адмирал Шотландии. И констебль Эдинбурга, шериф Бервик и Хаддингтона. Ну, нету власти у человека, сразу же видно, нету.
Присутствие королевы на эшафоте в момент казни Гордона по меньшей мере странно.
К вопросу фамильярности - Босуэлл весь фильм только и делает, что проводит королеву сквозь озлобленную к ней толпу протестантов, обнимая ее за плечи и прижимая к себе. И поступает так практически с первой встречи. Да, страна-то бедная, на стражу королеве денег уже не хватило.
Босуэлл участвовал в убийстве Риччио - ну, уж извините, посему не мог так эффектно заниматься сексом в момент убийства (с женой одного из лордов-убийц). Это вообще любимая тема сценаристов исторического фейка - за кем-нибудь приходят убийцы, а он в это самое время - безумный кролик.
Хотя, в принципе, это типично для Хепбернов - см. про чужую жену.
Босуэлл получил не арбалетную стрелу от обманутого мужа, а был распорот кинжалом Малыша Джока Эллиота в Лиддесдейле - за самонадеянность, нахальство и общую хепбернскую тупорылость. Об этом даже балладу в Приграничье сложили.
Мария таки имела с ним сцену не в палатке (боже, как дешевенько!), а в Хермитейдж-Касл (ну, я за этим и скачала фильм, хотела посмотреть на семейные развалины в действии - ан нет!). Причем, иметь сцену было в реале - потрепать больного по плечу и отбыть обратно в сторону столицы. По пути ее сразила нервная лихорадка от беспокойства за Джеймса Хепберна, и она дней десять провела в Джедборо при смерти. Вот так и подумаешь, отчего ж ей не повезло умереть там же… на пике власти, славы, красоты и страсти.
Зато мои аплодисменты стоя за диалог:
- Люблю тебя… ты слаб?
- На это силы найдутся!
Дальше, понятное дело, неистовые стоны королевы за занавесочкой. Это по-нашему, по-бразильски.
И - да, Босуэлл не душил лорда Дарнли после взрыва в Керк-о-Филд. Есть версия, что он просто зарезал его до. Зато какая сцена! Завершение соперничества в двух поколениях.
Никто не сажал Марию в яму для воров, и, уж тем более, этого не стал бы делать Мюррей. Вот запереть в аббатстве каком - там ей самое место.
Сцена убийства Риччио происходит не в Холируде. Там довольно специфичная геометрия помещения, ее кабинета и где он был убит - не спутаешь. И, вообще, похоже, ни одна сцена не снята в исторической Шотландии. (И точно, Википедия пишет, что Румынии снимали).
Вывод по первой серии: Босуэлл как характер мне нравится, с большой вероятностью похож на оригинал. И Дарнли тоже. В принципе, эмоционально достоверно получилось, хотя факты искажены до неузнаваемости. Но вообще, это такой комикс на околоисторическую тематику: кровь, фонтаном брызжущая из тел, несуществующие битвы, романтические постельные сцены…
И, кстати, хороший саундтрек и совершенно чудная лирическая мелодия для Босуэлла и Марии.
Историю Марии Стюарт все время пытаются обелить по двум пунктам:
1. Ее страсть к Босуэллу, возникшая на ровном месте. Мы-то с вами знаем, что это у нее в крови, а вот Стефан Цвейг прямо предполагал, что Босуэлл просто изнасиловал королеву. И замуж она за него вышла только потому, что была от него беременна. Кстати, по логике века - очень похоже. Хотя в фильме эта сцена отыграна в таком эффектном шантаже со стороны графа, что я получила истинное удовольствие - то есть, вот реально не понять, или человек искренен в самопожертвовании, или он так умело вертит любовницей.
2. Королева невиновна в смерти Дарнли. К сожалению - виновна. Именно она заманила его из родительского дома, откуда он, больной, ни за что не хотел выезжать, в Керк-о-филдс. Именно на тот день, когда его убили. То есть, приехала за ним к Ленноксу и привезла сама в тот дом, который взорвали. Очень была нежна с ним перед тем, как расстаться навсегда. Помирилась с ним перед смертью.