Прочитал 3/4 книги Владимира Бондаренко «Последние поэты Империи». Показались интересными очерки о Бродском и Рыжем. Узнал, что И. А. , оказывается, незадолго до эмиграции написал
письмо Брежневу, в котором просил оставить его на родине (документ, к слову, делает Бродскому честь). Вообще же, главная польза от этой книги - возможность поближе познакомиться с воззрениями почвенников-державников, понять их систему координат, ценности и т.д. До этого я составлял представление о подобных взглядах практически лишь из личного общения с нижегородскими союзписателями.
Увы, главное, что отличает последних - это антисемитизм (а возможно ли вообще у нас в стране почвенничество без юдофобии или вторая составляет одну из сущностных характеристик первого?). Никогда не забуду, как один деятель на собрании литкружка заявил о том, что «90 процентов населения Израиля - латентные геи и лесбиянки», что русский народ - «народ -богоносец», а «жиды» на него клевещут и т.д. Добило меня его утверждение о том, что «Ветхий Завет к православию не относится». «Ересь антисемитствующих», - подумал я тогда, но промолчал. Наверное, зря, но у меня были смягчающие обстоятельства. Как-нибудь напишу об этом подробнее, а сейчас скажу только, что и среди юдофобов, попадаются милые личности, которые и мухи не обидят. Однако они просто-напросто теряются за спиной своих более агрессивных товарищей, не стесняющихся публично произносить несуразные откровения типа вышеприведённых.
Так вот, на этом фоне Бондаренко с его попытками мыслить объективно, даже разговаривая о поэтах с «экзотическими» фамилиями, смотрится белым и пушистым. Безусловно, антисемитские тенденции у него присутствуют, но даже еврейство он готов простить за талант, а главное - за «народность» и «имперскость». Вот такая вот «терпимость», хотя, не отрицаю, весьма далёкая от зоологической ненависти моих знакомых из совписа.
Выше я упомянул о ценностях. Главная ценность Бондаренко - сильное Государство. Государство важнее культуры, поэзии, людских судеб, его действия почти всегда благотворны(благодатны!), даже если оно отправляет ни за что ни про что «тунеядца»-поэта в северную ссылку. Ещё бы, ведь именно там он «сближается с народом» и пишет свои лучшие доэмигрантские стихи. Нет, конечно, не бывает худа без добра, но может быть нам ещё поблагодарить большевиков за то, что они расстреляли Гумилёва?
Вообще, культ государства - это очень болезненная тема. При этом удручает тот факт, что имперскими бирюльками часто играются люди, заявляющие о своих христианских воззрениях. Что ж, каша в голове - наше любимое блюдо, в котором даже Христос и кесарь становятся неразличимы на вкус.
Кроме того, не меньшее неприятие вызывают не только идеи Бондаренко, но и форма, в которых он их выражает. При всём уважение к автору, стиль его мне показался архаичным, а уровень критического анализа текстов иногда напоминал мне учебник по литературе за 11 класс. Просмотрите критические разделы основных «толстяков» и вы поймёте, что сейчас так уже почти никто не пишет.
Прочитав вышенаписанное, вы, наверное, подумаете, что я штудировал «Последних поэтов Империи» морщась и отплёвываясь и то лишь с той целью, чтобы потом поглумиться над ними в своём жж. Это, конечно, не так. Во-первых, читается книга местами очень хорошо, в ней немало биографических вкусностей. Во-вторых, сам по себе труд Бондаренко и его честный «идеализм» внушают уважение даже помимо воли. И, в конечно счёте, не мне его судить-рядить. Но как читатель я, наверное, всё-таки могу высказать своё мнение. Что я, собственно, и сделал.