Перед сном

Feb 23, 2011 04:03

Почему в среднем эффективность труда в нашей стране, мягко говоря, низкая? Почему многие только и ждут, как на них свалится халява? Почему идеалом работы многих в этой стране была-бы работа в офисе, где можно 7-8 часов сидеть в одноклассниках и изредка что-то делать по работе ( Read more... )

Leave a comment

maxsavenkov February 23 2011, 06:16:23 UTC
Позволю себе не согласится. Всё описанное имеет место быть и в других странах (достаточно почитать того же Дилберта, или их рассказы их студентов про свою учёбу). Ну, может в Японии не так, не знаю, или в Китае и Индией.

Но вообще проблема, как мне кажется, имеет несколько причин:

1) Падение ценности образования. Из-за призыва в армию, высшее образование у нас стало чуть ли не обязательным для мужчин. При этом, поскольку ГЛАВНЫЙ стимул - не получить знания, а именно откосить от армии, то естественно учиться хочет мало кто. Отменить призыв - и ВУЗы опустеют наполовину, а всякие платные шарашки класса "мама, заплати, я в армию не хочу" вообще закроются.

2) Рассинхронизация образования с реальностью. Детей учат запоминать формулы и тексты, а они не видят в этом проку - зачем, когда интернет всегда под рукой? Их учат физике и химии, а работать им предстоит всю жизнь в офисе, где им понадобится арифметика и минимальные знания русского языка. Система образования до сих пор пытается готовить кадры для индустриального общества, а живём мы уже в каком-то другом. Нужны нам те толпы инженеров, которые выпускают наши ВУЗы? Нет, потому что у нас столько заводов нет. (Это не значит, что инженеры не нужны - просто их нужно меньше, но лучшего качества, и чтобы они ХОТЕЛИ работать по специальности). Вообще, любой выпускник, работающий совсем не по специальности - на мой взгляд, провал в работе системы образования. А вот что НАДО проходить в школе - это теорию вероятности и статистику (в упрощённых терминах, чтобы объяснить детям, почему статистика - ложь, а лотереи - обман) :)

3) В отдельных случаях - отсутствие стремления к эффективности у руководства. Большая когорта деятелей, сделавших начальный капитал на перепродаже собственности, подхваченной при выпадении из ослабевших рук советского государства, не заинтересованы в эффективности своих подчинённых. Они сами-то работать эффективно не умеют - куда им других заставить. Для таких предприятий главное - присосаться к каким-нибудь дотациям, госконтракту, выиграть договорной тендер при помощи родственника-чиновника и потом заниматься всю оставшуюся жизнь поставкой песка в Сахару по 1000$ за килограмм.

В свете всего этого, кстати, грядущая реформа системы образования видится мне в другом свете: она добьёт старую систему, которую до этого боялись трогать "чтобы не сделать хуже". Но после этой реформы, практически любые новые преобразования проводить будет уже легче, потому что "хуже уже некуда".

Reply

boher February 23 2011, 08:00:59 UTC
>Всё описанное имеет место быть и в других странах
Это нигде и не отрицалось. Но ИМО у нас все во много раз сложнее.

>Падение ценности образования
Это прежде всего влияет на эффективность кадров, ок. Но корни кроются ведь в том, что нет желания учиться/работать, нет желания прикладывать какие-либо усилия для достижения результата.

>Рассинхронизация образования с реальностью
Это большая проблема. И тоже по сути влияет на эффективность. Здесь частично корни кроются в том, что специалист не имеет желания идти преподавать, т.к. уровень доходов различается весьма солидно и в любом случае придется бороться с учебным планом, составленным "где-то в центре".

>В отдельных случаях - отсутствие стремления к эффективности у руководства
Тоже проблема, да, но все-же видишь ты не такое большое количество компаний, которые занимаются именно такой распильной деятельностью.

Т.е. с чем ты не согласился? :)

Еще раз повторяю - мое основное утверждение - проблема в сформированном mindset'е многих работников. Этот mindset распространяется и на учебу и на работу и приводит к части описанных тобой проблем, а также к тотальному забиванию на работу.

Reply

maxsavenkov February 23 2011, 08:36:38 UTC
Ну, не столько не согласен с чем-то, сколько хотел сказать, что упомянутый тобою mindset - он не из воздуха возникает, и первая его причина - как раз образование + наследство всеобщего распила 90ых. Второе устаканится уже в следующем поколении, что делать с первым - непонятно.

Reply

ejne February 23 2011, 11:44:05 UTC
На результат не работают и тетки-дядьки из старшего поколения, которых 90-ые задели разве что голодом. А школы по их рассказам были хорошие.
Это то, из-за чего в магазинах, банках и т.п. очереди, хотя пропускная способность намного выше, чем человек в полчаса.

Reply

boher February 23 2011, 21:03:01 UTC
А ты уверен, что стоит идти от образования? Я все-же считаю, что образование, а точнее отношение к нему, это как раз проявление первоначальных причин. Образование, а точнее образовательная среда просто усиливают проблему.

Что делать? Интересный вопрос. Сегодня обсуждали это дело с коллегой (причем разговор начался с систем охлаждения, лол) и пришли к выводу, что нужно, как минимум начинать с себя, показывая пример другим. Вот только мне думается, что начинать надо с мотивации других начинать делать тоже самое в первую очередь.

Причем такая тактика работает, вспоминаю, как я все свое окружение научил пристегиваться в машине и они в свою очередь тоже заставляют всех пристегиваться в своих машинах. И за последние 5-10 лет количество пристегивающихся пассажиров довольно сильно выросло. Аналогично с детскими креслами - раньше о них мало кто задумывался, сегодня уже многие. Мигание аварийкой "спасибо" или "извини" - тоже. Дождаться зеленого, чтобы перейти дорогу - тоже. Но это то, что связано с дорогой, возможно есть хорошие примеры не связанные с дорогой...

Reply

ejne February 23 2011, 11:40:33 UTC
Ну так девушки точно так же халявы в школах и институтах ловят, хотя им не нужен откос от армии.

Просто это всеобщее заблуждение, что нужно идти по схеме (ясли)детсад-школа-институт, а дальше тебе просто так сразу на блюдечке дадут высокооплачиваемую работу и все будет ок. А это, на минуточку, совсем не так. :) Заблуждение настолько сильное, что мои родители мне вбивали в голову, что я никуда на работу не устроюсь без высшего, а с ним - сразу все двери откроются.

А детей учат не формулам (если бы), а решать типичные задачи. Не думать над решением, а подставлять новые числа в темплейт решения. Но школа - это вообще отдельная тема.

Я проработала с множством разных личностей. Многие работают просто чтобы попу отсидеть и получить денежки. Им результат вообще не важен. Тяп-ляп, а дальше пускай другие расхлебывают. Это от статуса вообще не зависит. Начальник или обычный работник - все одинаковы в этом плане.

Reply

boher February 23 2011, 21:04:44 UTC
И да, Фейнман, как недавно кто-то из френдов вспоминал, очень интересно высказывался про Бразильскую систему образования. У нас не настолько все плохо, но...

Reply


Leave a comment

Up