Василиски - III: тест на Бейкер-стрит

Oct 20, 2014 19:37


                             Последняя икона британского мужского стиля - это вымышленный асексуальный социопат

Из статьи в "Гардиан" о телесериале "Шерлок"

В наше время бутылку хорошего токайского можно купить всего за 15-20 €, и она способна вдохновить на написание трёх постов подряд. В эпоху лорда Дансени цена была куда более высокой, но даже это обстоятельство не остановило его героев перед приобретением целого ящика божественного напитка. И я их понимаю. Это разлитое по бутылкам волшебство. Один-два глотка, и время и расстояние перестают что-либо значить. Мысленному взору открываются миры, эпохи, тайны вселенной, минувшее и грядущее...

...Моя любимая сцена из викторианской жизни разыгралась  не на лондонской улице и не в одном из поместий герцога Эдинбургского, а на берегах Танганьики. 1871 год. После десяти месяцев пути по ещё неисследованным и опасным райoнам Танзании Генри Мортон Стэнли во главе отряда туземцев добрался до Уджиджи и наконец обнаружил объект своих поисков - изнурённого лихорадкой первооткрывателя водопада Виктории Давида Ливингстона, от которого уже два года не было никаких известий. Приподняв шляпу, Стэнли поприветствовал полумёртвого героя-исcледователя фразой, вошедшей в историю: "Доктор Ливингстон, я полагаю?"

Трудно представить более психопатическое поведение. Был ли Стэнли бесчувственным холодным василиском? Ни в коей мере. Впоследствии он вспоминал, что в этот момент его переполняли эмоции. Ему хотелось прыгать, кричать от радости, сжимать Ливингстона в объятиях. Однако он сдержался и повёл себя так, как предписывали приличия. Стэнли не был психопатом. Психопатичной была сама викторианская культура. Любопытно, что при этом она была одной из самых элитаристских культур в истории. Когда мы говорим "викторианство", то подразумеваем нормы поведения правящего (а точнее - образованного) класса, полностью оставляя народные массы за скобками.


Результаты современных исследований показывают, что доля психопатов среди элиты в 4-5 раз выше, чем в остальной популяции. Много ли это? Как посмотреть. Исследователи обычно исходят из преобладающей теории, что в популяции психопатов всего около одного процента, т.е. среди элитариев их что-то порядка 4-5 процентов. Например, тестирование 203 представителей  американской бизнес-элиты профессором Хаэром, на которое я ссылался в предыдущем посте, выявило среди них 3,9% психопатов (они набрали по 30 и более баллов)...

Но тут я вынужден прервать рассказ и сделать несколько пояснений.Термин психопат амбивалентен и полисемантичен. Я живу в 2014 году и предпочитаю трактовку 2014 года. Моё понимание термина "психопатия" не удивило ни комментаторов, живущих на Западе, ни читателей, всерьёз интересующихся психологией, ни людей, просто следящих за мировыми трендами. Но у многих других оно вызвало принципиальное несогласие. Особенно показателен в этом отношении растянувшийся на пять дней обмен мнениями с ув. galkovsky'м о нормах употребления слова психопатия в русской традиции, в современной отечественной психиатрии, в англосаксонских странах, в массовой культуре и т.д.

Галковский исходит из того, что в России существует собственная терминология, основанная на классификации Ганнушкина. В рамках этой терминологии психопатия -  ясно дефинированный психиатрический диагноз. Это даёт пациенту некоторую защиту от гипотетического произвола врачей и государства, так как по меньшей мере не позволяeт им объявить больным заведомо здорового человека. В русской традиции слово "психопатия" носит ярко выраженный негативный оттенок, к тому же есть богатая традиция его употребления в литературе и быту. Поэтому в русскоязычном тексте о психопатии следует говорить в том смысле, в каком о ней говорил Ганнушкин. Если же речь идёт о психопатах в англосаксонском смысле слова, то термин надлежит заменять на адекватное русское выражение, например, "нравственный идиот".

Mой подход противоположен. Есть разработанная Всемирной организацией здравоохранения Международная классификация болезней (МКБ-10), и в этой классификации диагноз "психопатия" отсутствует. Россия официально перешла на нормы МКБ ещё в 1999 году. То, что прежде называлось психопатией, сегодня называется расстройством личности. A cлово психопатия стало понятием скорее массовой культуры, чем науки, и вовсю используется в русском языке именно в том смысле, в каком его используют англосаксонские авторы. Невозможно ожидать, что люди будут читать переводную художественную и специальную литературу, а также смотреть фильмы и телесериалы, в которых слово употребляется в одном значении, нo сами при этом продолжат использовать его в совершенно ином смысле, к тому же официально вышедшем из употребления 15 лет назад.

Наверное, со стороны наш диaлог выглядел, как отголосок дискуссий между славянофилами и западниками XIX века. Мы оба всегда называли себя русскими космополитами, но с возрастом всё очевиднее становится один нюанс. Выражаясь в манере Галковского, он - РУССКИЙ космополит, а я - русский КОСМОПОЛИТ. К тому же у нас совершенно разные подходы к анализу реальности. Дмитрий Евгеньевич исходит из того, что всегда следует занимать позицию, наиболее выгодную для себя (своего сословия, нации, отечества  и т.д.). Его отношение к любой избранной теме - глубоко личное. Я же исповедую принцип максимальной отстранённости от изучаемого объекта, и личная вовлечённость у меня появляется только при написании ресторанной критики (вы в этом скоро убедитесь). При разработке иных сюжетов я считаю наибольшим успехом достижение отстранённости инопланетянина.

Эта серия постов посвящена отнюдь не проблемам психиатрии. Она о социо-культурных трендах нашего времени. Британский журналист Рон Джонсон пишет в своём бестселлере "Психопат-тест":

" «DSM IV TR» - 886 страничный справочник, опубликованный Американской психиатрической ассоциацией, стоит 99 долларов. Его можно найти на полках у психиатров в любом уголке земного шара. В нём перечислены все известные расстройства психики. На данный момент известно 374 подобных расстройства. <...> Как ни странно, при том, что этот обширный справочник содержит информацию по огромному количеству психических заболеваний, <...>в нём совершенно ничего не говорится о психопатах."

Далее Джонсон сообщает, что при чтении этого справочника сразу же обнаружил у себя около двадцати различных психических расстройств, из которых три проявились непосредственно в момент чтения: паника (Джонсон запаниковал, обнаружив у себя столько болезней), симуляция (читая справочник, он уклонялся от работы) и интоксикация кофеином (он ещё и пил кофе плюс ко всему).

Таковы реалии наших дней. Психическим расстройством может считаться всё, что угодно, от чтения справочников до употребления кофе, но только не психопатия. Психопат больше не пациент психиатра и не отрицательный герой. Сегодня психопат - это очаровательный, беспощадный, лживый, рассчётливый, холодный манипулятор, напрочь лишённый совести, эмпатии, сочувствия, сожалений о содеянном и страха перед чем бы то ни было, кроме скуки. Это центральная фигура многих культовых произведений и даже пример для подражания.

При этом сам термин "психопат" крайне размыт. Например, он постоянно пересекается с другим манящим и пугающим словом - "социопат"... На чужой территории путешественника на каждом шагу поджидают встречи с экзотическими туземцами. Теперь вот мне попались социопаты. Чтобы пройти через земли этого племени, мне нужно сделать привал и подкрепить свои силы токайским. Обычно в такой ситуации я объявлял рекламную паузу, но запасы клипов с королём-василиском у меня кончились. Однако осталась музыка. Может быть, Вы обратили внимание на мелодию, начинавшую звучать в тот момент, когда король добирался до последней кружки пива? Это песня "It's your voodoo working". Чарльз Шеффилд, 1961 год. Как ведёт себя под звуки песни о вуду настоящий василиск, мы уже видели. А вот что эта музыка делает с простым мышонком:

image Click to view



Википедия утверждает, что профессор Хаэр (живой классик) считает психопатами тех, кого иные авторы называют социопатами. Но, начав читать самого Хаэра, я сразу же обнаружил у него заявление аналогичного характера:  другие авторы именуют психопатами его собственных социопатов. Эрик Берн (тоже классик) провозглашает социопатами тех, кого Нэнси Мак-Вильямс (ещё один классик) называет психопатическими личностями. МКБ-10 считает представления классиков устаревшими и предлагает термин диссоциальное расстройство. Для Кевина Даттона и Рона Джонсона (не вполне классиков, но зато авторов мировых бестселлеров) социопатов, похоже, просто не существует, для них есть только психопаты. Хотя оба ссылаются на Хаэра, которого по-дружески называют "Боб". Мне показалось, что они соcтязаются в описаниях своих совместных с Бобом выпивок в баре отеля "Хилтон".

Это происходит в науке. В культуре терминологического хаоса ещё больше. В кино слова психопат и социопат употребляются совершенно произвольно. При этом кинообразы психопатов и социопатов (что бы ни подразумевалось под этими терминами) часто совершенно не соответствуют действительности. Многие считают самым известным психопатом в мировом кино Ганнибала Лектера. В фильме его действительно называют психопатом. Но в романе он был социопатом. А в реальной жизни прототип Лектера, серийный убийца и каннибал Эдвард Гейн, не является ни тем, ни другим. Его диагноз - хроническая шизофрения. Поэтому он и пребывает в психиатрической лечебнице. Если бы Гейна признали психопатом, его, скорее всего, просто казнили бы, как вменяемого и ответственного за свои поступки человека.

Второй появившийся у меня в комментариях кандидат на кино-психопата - герой Эдварда Нортона/Бреда Питта из "Бойцовского клуба". Но он очевидным образом страдает раздвоением личности. Это очень спорный, но популярный в американском кино диагноз, не имеющий с психопатией ничего общего. Иное дело, если бы герой лишь разыгрывал раздвоение личности. Такой персонаж в фильмографии Нортона тоже есть. Картина "Первобытный страх", 1996 год. Садист-убийца Аарон Стэмплер обводит вокруг пальцев всех, изображая наличие у себя неконтролируемого второго "я". Авторы фильма считают его социопатом.
     Однако всё это было в девяностые годы. Тогда, и даже позже, в нулевые, кино фокусировало внимание на криминальных психопатах и социопатах. Однако где-то с 2010 года или около этого их место заняли некриминальные психопаты - положительные герои. В первую очередь речь идёт о центральных фигурах двух культовых сериалов - "Доктор Хаус" и "Шерлок". Всем, кто  полагает, что слово психопат в новом значении не приживётся в русском языке, я могу посоветовать то, что посоветовал Егору Просвирнину: наберите в поисковике "врач-психопат доктор хаус". Вы получите какое угодно количество ссылок на русскоязычные тексты, в которых рассказывается, что у Хауса "мозаичная психопатия" и т.д. Понятие уже прижилось.

Но Хаус  появился в культурном пространстве совсем недавно. Гораздо интереснее, что сегодня психопатизировался такой привычный и с детства любимый герой, как Шерлок Холмс. В сериале "Шерлок" персонаж Бенедикта Камбербэтча произносит фразу, которая сама сразу стала культовой: "Я не психопат. Я высокоэффективый социопат. Учите терминологию". Однако сценарист и продюcсер сериала Стивен Моффат в интервью для "Гардиан", напротив, назвал Холмса именно психопатом:

"Мы хотели вытащить его из искусственного викторианского тумана и увидеть его таким, какой он есть. Шерлок Холмс на самом деле шикарный чудак из богатой семьи, этот жуткий учёный раскрыватель преступлений, который живёт в вашем городе. А Ватсон - солдат, из-за ранения демобилизованный с войны в Афганистане, и дома ему немного скучно, потому что он предпочёл бы вернуться на фронт. Потому разгадки преступлений вместе с психопатом его стимулируют."

Камбербэтч весьма убедительно сыграл обворожительного василиска в пальто за тысячу фунтов, пользующегося никотиновыми пластырями, чтобы бросить курить. Ведь курение сегодня - зловещий порок, а психопатия - нет. На психопатическом Олимпе компанию Холмсу составляет другой супергерой британского мифа - Джеймс Бонд. Признаться, я так и не посмотрел ни одной серии из всей бондианы (не считая нескольких небольших фрагментов) и моё представление о Бонде, как о психопате, основано на мнении, встречавшемся мне в литературе. Но комментаторы уже подтвердили: с передачей бондовской эстафеты Даниэлу Крэйгу, агент 007 стал наделяться откровенно психопатическими чертами.

Учитывая неспособность англосаксонских классиков договориться о понятиях и постмодернистский характер обращения с терминами в массовой культуре, я даже не буду пытаться провести границу между психопатами и социопатами, а просто запишу их всех в василиски. Гораздо интереснее подумать, как мировой тренд психопатизации (и если уж называть вещи своими именами - дегуманизации) социо-культурного пространства соотносится с традициями русской культуры. Если бы я был РУССКИМ космополитом, я бы посмотрел на явление с точки зрения русской классики. Но как русский КОСМОПОЛИТ, я сделаю нечто противоположное: посмотрю хотя бы на одного героя отечественной классики через призму современных представлений о психопатии.

Для этого нужна некоторая смелость. Но у меня ещё осталась последняя рюмка токайского. Я выпиваю её до дна. Потом открываю книгу профессора  Боба Хаэра "Лишённые совести. Пугающий мир психопатов" и заменяю в ней слово "психопат" на имя "Печорин". Получается нечто вроде школьного сочинения:

"Печорин - это социальный хищник, который очаровывает, использует в собственных целях людей и безжалостно пробивает себе дорогу, оставляя за собой широкий след из разбитых сердец, несбывшихся надежд и пустых кошельков. Начисто лишенный совести и сочувствия, он берёт, что хочет, и делает, что нравится, нарушая при этом общественные нормы и правила без малейшего чувства вины или сожаления. Его ошарашенные жертвы в отчаянии спрашивают: "Кто этот человек?", "Что сделало его таким?", "Как защитить себя?" Хотя над этими и некоторыми другими вопросами ученые бьются уже более сотни лет (и лично я уже четверть века), завеса над зловещей тайной Печорина начала по-настоящему подниматься только в последние несколько десятилетий."

Если кто-нибудь скажет вам, что русская классика устарела, поступите с ним, как Печорин с Грушницким. Тексты Золотого века не устареют никогда.

.             



 

Герои нашего времени - иконы стиля. Психопаты и социопаты. Василиски.

В ХХ веке говорили о переоценке всех ценностей. Но это ерунда по сравнению с теми переменами, которые происходят сейчас и будyт происходить в обозримом будущем. Мы дожили до времён, когда социальные реалии и господствующая в мире культура начинают требовать от каждого из нас стать хотя бы немного психопатом.

Кевин Даттон пишет в "Мудрости психопатов":

"Как бы парадоксально это ни звучало, у психопатов есть чему поучиться!.. Психопаты не знают страха и жалости, они обаятельны, привлекательны и безгранично уверены в себе. Да и вспыльчивы они далеко не всегда. В наше время деление на психопатов и нормальных людей условно, вот почему распознать психопата не так уж просто. Качества, присущие психопатам, нередко встречаются у лидеров. Отсутствие жалости и готовность манипулировать, завышенная самооценка, неистощимое обаяние и необыкновенный дар убеждения - все это позволяет им делать что угодно и когда угодно, совершенно не заботясь о последствиях и не испытывая ни малейших угрызений совести. У психопатов, безусловно, есть чему поучиться - их личные качества и интеллект гарантируют успех в жизни."

При этом в баре отеля "Хилтон" Боб Хаэр признался Рону Джонсону: многие люди никогда больше не увидят свободы, потому что набрали в его тесте свыше 30 баллов,

(ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ)

symposium, cogito

Previous post Next post
Up