Недоразумение IX: Йeс, скифы мы

Nov 16, 2013 16:37



Представьте себе, что на Москву движется чеченская армия. Чеченцы выставили сразу двух претендентов на пост президента России. Молодой Претендент (Рамзан Кадыров) возглавляет войска, дошедшие уже до Воронежа. Старый Претендент (Руслан Хасбулатов) находится в Пекине. Господствующая идеология Китайской Народной Республики утверждает, что китайцы и чеченцы - это две ветви древнего и великого вайнахского народа. У границ РФ сосредоточены ударные группировки китайской армии. Их вторжение ожидается с минуты на минуту. Начата частичная эвакуация Москвы, ФСБ сжигает документы, возле резиденции Путина круглосуточно дежурит вертолёт.

Если вам удалось вообразить предложенную картинку, то вы сможете оценить и ситуацию, в которой в 1745 году оказалась Великобритания. В тот год  Чарльз Эдвард Стюарт, известный как Красавчик Принц Чарли или Молодой Претендент, заявил о своих притязаниях на английский трон и повёл шотландцев на Лондон. Развернувшиеся вслед за выступлением Молодого Претендента события в русской традиции носят не слишком выразительное название "Второе якобитское восстание" и обычно рассматриваются лишь как один из эпизодов Войны за австрийское наследство. Однако англосаксы считают эту войну одним из ключевых моментов своей истории.

Восстанию якобитов посвящены "Владетель Баллантрэ" Роберта Л. Стивенсона и "Уэверли" Вальтера Скотта. Мне попадалась и современная фантастика, в которой Красавчик Чарли выиграл и изменил ход всемирной истории в пользу католицизма. Скажу больше: вся линия Возвращения Короля во "Властелине колец" - это рассказ о восстановлении власти Стюартов. B мире, который лучше, чем наш, у них всё получилось. Ведь Толкин был католиком, а для английского католика законная династия - это Стюарты. Однако меня приключения Молодого Претендента интересуют с совсем другой точки зрения. Вам это может показаться странным, но восстание 1745 года внесло в формирование расового мышления даже больший вклад, чем появление расовой классификации.


По не вполне ясным причинам некоторые считают меня англофобом. Это нонсенс. Я стопроцентный космополит, и мне вообще не очень понятно, как можно плохо относиться к какому-либо народу. A уж тем более - к нации, давшей миру честертоновские рассказы и честерфильдские диваны. Иное дело, что я русский и смотрю на жизнь с точки зрения русских интересов, далеко не всегда совместимых с английскими. Но ведь это всего лишь политические разногласия. Mне нетрудно посмотреть на предмет и с любой другой стороны. В том числе - с английской, как в данном случае. Более того, не вжившись в чувства, которые испытывали англичане в 1745 году, я бы просто не смог понять, что и почему они говорили и делали в 1787-м.

.
  

Слева: принц Джеймс Френсис Стюарт, известный как Старый Претендент; с точки зрения якобитов - Яков III. Справа: принц Карл Эдвард Стюарт, известный как Молодой Претендент или Красавчик Принц Чарли; Черчилль назвал его высадку в Шотландии одной из самых отважных и безответственных авантюр в истории.

В 1688 году Славная революция лишила трона Якова II Стюарта; в 1707 над островом был поднят Юнион Джек - Англия и Шотландия объединились, образовав Великобританию. Сторонники дома Стюартов, получившие имя якобитов, не смирились со случившимся. В 1714 произошло якобитское восстание в пользу сына Якова II  Джеймса Френсиса Стюарта (известного, как Старый Претендент). В движении участвовало до десяти тысяч человек. После поражения многие из них эмигрировали на континент. B 1740 году началась Война за австрийское наследство. В 1743-м французы сосредоточили в Дюнкерке армию, которая при поддержке якобитов должна была высадиться в Англии.

Оба Претендента в то время жили в Риме, и французы не принимали их в расчёт. B декабре  Молодой Претендент предпринял поездку, достойную записи в книге Гиннеса - желая присоединиться к армии вторжения, он преодолел расстояние от Рима до Дюнкерка за 11 дней. Но в феврале 1744 года буря так повредила французские корабли, что операцию пришлось отменить.

Красавчик Чарли начал действовать на свой страх и риск. В июне 1745 года, собрав три с половиной тысячи ружей и двадцать пушек, Стюарт высадился в Шотландии. Принца сопровождало восемь человек (один англичанин, двое шотландцев и пятеро ирландцев). Хотя вожди кланов Макдональдов и Маклеодов отказали Претенденту в поддержке, к нему со всех строн начали стекаться якобиты. 17 августа молодой Стюарт занял Эдинбург и провозгласил своего отца королём Яковом III, a себя самого - регентом островных королевств.

В стычке, длившейся всего десять минут, якобиты обратили пытавшиеся остановить их английские войска в бегство и двинулись на юг. Они взяли Манчестер и в начале декабря оказались в двуxстах километрах от Лондона. Французы снова сосредоточились в Дюнкерке, планируя 15 декабря высадиться на острове. В столице началась паника. Перед лондонскими банками стояли очереди - люди забирали свои вклады и бежали из города. На Темзе на всякий случай дежурила королевская яхта.

Однако шотландцев было всего чуть больше пяти тысяч человек. В Манчестере к якобитам присоединилось лишь двести пятьдесят добровольцев. Непогода, столько раз спасавшая Англию, опять не позволила французам осуществить десантную операцию. Англичане выставили против Молодого Претендента три армии, каждая из которых численно превосходила все его войска. Теснимый со всех сторон принц отступил в Шотландию. Опытные офицеры советовали ему перейти к партизaнской войне, но он решил поставить всё на одну карту и дать генеральное сражение.

16 апреля 1746 года недалеко от Каллодена якобиты предприняли самоубийственную атаку против войск герцога Камберлендского. Шотландцы, многие из которых  располагали только холодным оружием, попытались применить свою традиционную тактику - так называемую атаку горцев - в неподходящей местности и в неподходящих условиях. В сражении пало 50 англичан и свыше полутора тысяч шотландцев. Молодой Претендент подорвал свою репутацию, бежав с поле боя. Около полуторы тысяч его выживших при Каллодене стороников были готовы продолжать борьбу, но Красавчик Принц Чарли предпочёл отправиться на континент и провёл следующие 35 лет в Италии. Пустоту этих лет он заполнил алкоголем.

Битва при Каллодене стала последним сражением в истории, произошедшим непосредственно на территории Великобритании. Сразу после битвы началась расправа над горцами. Уже на поле боя англичане добивали раненных якобитов штыками. В ходе последовавших репрессий они прочёсывали деревни и убивали каждого шотландца, у которого нашлось какое-нибудь оружие. Известен случай, когда тридцать человек заперли в сарае и сожгли живьём. Были запрещены традиционная одежда, музыка и гэльский язык (ещё 136 лет спустя пункт, запрещающий не только преподавать, но и разговаривать на гэльском, был включён в британский Акт об образовании; первая школа с преподаванием на этом языке открылась в 2005 году).

Всё это считалось мягким вариантом обращения с мятежниками. Обсуждался и жёсткий проект, предусматривавший депортацию всех шотландцев в колонии.

image Click to view



Набрав в гугле что-нибудь вроде battle of culloden, ghosts of culloden, highland charge или даже blàr chùil lodair (на гэльском языке, запрет на который был снят только в ХХ веке), вполне можно провести вечер, слушая посвящённые битве при Кaллодене песни. Для поста я выбрал клип, в котором показана вся история якобитского восстания от высадки Молодого Претендента до расправы над горцами.

Действия англичан были явно направлены на полное уничтожение культуры и образа жизни противника, к тому же сопровождались обсуждением перспективы полной ликвидации населения на неприятельской территории, что выводит эпопею Молодого Претендента за рамки обычного династического конфликта. В английский глазах шотландцы, ирландцы и валлийцы испокон веков были опасными дикарями, неспособными усвоить нормы цивилизации. Попав в Северную Америку, английские колонисты описывали местных индейцев как людей, во всём подобных британским кельтам. B XVIII векe cитуацию усугубила поддержка, которую оказывала шотландцам и ирландцам Франция, как раз избравшая своей государственной идеологией панкельтизм.

Предпринятое в предыдущих постах подробное изложение ходов французской мысли позволяет мне избежать столь же детального рассказа о концепциях, господствовавших в то или иное время в Англии. Достаточно сказать, что вплоть до Славной революции Англия была в Европе скорее второстепенной страной, воспроизводящей континентальные образцы риторики в провинциальном варианте.

Когда французы придерживались троянской версии происхождения франков и писали поэмы об основании Парижа сыном Гектора Франкионом, англичане тоже были троянцами и утверждали, что Лондон основал внук Энея по имени Брут (кстати, шведы одно время выводили из Трои скандинавских богов и называли сыном Гектора Одина - все европейские идеологи действовали в рамках нескольких стандартных схем).

Как и во Франции, в Англии  провозглашалось, что корни парламентаризма уходят в леса и болота тацитовской Германии. Разница была в том, что если во Франции носителем духа свободы считалась аристократия, то в Англии подчёркивалось, что этот дух сохраняют англосаксонские, т.е. германские, народные массы (теория пользовалась поддержкой Ганноверской династии). Если во время французской революции аристократов предлагалось выгнать за Рейн, то во время английской революции их намеревались выдворить за Ла-Манш (ведь в Англии знать считается французской).

Отношение англичан к Риму было столь же двусмысленным, как и отношение к нему французов. Иногда англичане изображали наследников римского величия, иногда - противников римского деспотизма. Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк (считающийся прототипом свифтовского Гулливера и сыгранный Кириллом Лавровым в советской экранизации "Стакана воды") однажды провозгласил:

"Я испытываю тайную гордость, когда вспоминаю, что родился британцем. Находившиеся на вершине могущества римляне сохраняли свою свободу всего семьсот лет. Нация Великобритании была свободной 1700 лет назад и остаётся свободной сегодня".

После воцарения Вильгельма Оранского Англия перестала быть второстепенной страной и вступила в борьбу за гегемонию. В 1692 году английский флот впервые смог одержать победу над французским. С тех пор конфликт с Францией шёл по нарастающей. Войну за испанское наследство сменила Война за австрийское наследство, затем последовала Семилетняя война, вслед за ней разгорелась война в Северной Америке.  Как это обычно бывает, противостояние держав сопровождалось битвой идей. В том числе - столкновением их исторических концепций. В 1742 году впервые прозвучала песня "Правь, Британия". В XVIII веке Англия переросла уровень провинциального подражания континентальным идеям.

.              


.   Слева: Генри Сент-Джон, первый виконт Болингброк; во время Первого якобитского восстания он поддержал Старого Претендента и отправился в изгнание. Считается, что его друг Джонатан Свифт описал его неприятности как путешествие Гулливера. Справа: Джон Пинкертон, противопоставивший панкельтизму весьма замысловатую и жизнеспособную теорию.

Из десятков английских мыслителей, идеологов и пропагандистов того времени нас интересует только один - ныне практически забытый Джон Пинкертон. Я полюбопытствовал, что о нём пишут по-русски. Нашёл лишь статью в Брокгаузе длиной в 1 (один) абзац (т.е. русские кое-что знали; советские забыли всё). Из Брокгауза следует, что сборник старинной шотландской поэзии, опубликованный Пинкертоном в 1786 году, оказался фальсификатом.  Английская Википедия рассказывает о Пинкертоне куда подробнее и даже признаёт за ним определённые заслуги (мне понравилась её формулировка "несмотря на признаки лёгкого помешательства, он остаётся значительной фигурой"), но и и она говорит об основном предмете интереса нашего героя как-то уклончиво.

Хорошо, тогда о его занятиях расскажу я. Пинкертон родился в Эдинбурге в 1758 году и получил в местном университете профессию юриста. Однако занялся не правом, а литературой и историей. Он сделал себе имя на публикации романтических элегий и баллад, переехал в Лондон и подружился с основоположником готического романа Горацием Уолполом. Познания Пинкертона в классической филологии были столь обширны, что сам Эдвард Гиббон обдумывал сотрудничество с ним.

Состояние умов английского общества того времени Пинкертон рассматривал как кельтоманию. Французы со своим панкельтизмом явно были хояевами идеологического поля. А тут ещё в моду вошёл романтизм, Джеймс Макферсон опубликовал впечатлившую всю Европу"Оссиану" - о кельтах говорили на каждом шагу. Пинкертон заявил, что живёт в кельтском веке, но желает покончить с таким положением вещей.

На кельтскую теорию он ответил скифской.

В 1787 году Джон  Пинкертон опубликовал "Трактат о происхождении и развитии скифов или же готов". Надо сказать, что этот автор одним из первых воспринял биологическую концепцию расы. Он считал, что немец, индеец и негр отличаются друг от друга примерно как овчарка, пудель и бульдог и выражал надежду, что в будущем будет произведена более точная расовая класификация. Пока же Пинкертон разделил на четыре расы все европейские народы.

Одной расой у него были иберийцы - жители Испании и Аквитании. В иберийцах Пинкертон видел выходцев из Африки и уделял им не слишком много внимания. Другой расой оказались сарматы - чехи, поляки, русские и т.д. Проще говоря, сарматы у Пинкертона - это славяне (его концепция была противоположна концепции польской аристократии; в Польше знать приписывала сарматов к потомкам Яфета и считала сарматской только саму себя, а крепостных крестьян провозглашала славянами и потомками Хама, т.е., по общеевропейским понятиям, более или менее неграми). Эта раса тоже не слишком интересовала его.

Другое дело скифы  - голубоглазые и белокожие воины с Востока. Пинкертон нарисовал величественную картину скифской истории. В 3660 году до нашей эры скифы создали великую империю, простиравшуюся от границ Египта до берегов Ганга. Правителями скифской сверхдержавы были Сатурн, Юпитер и Бахус, принимавшиеся последующими людскими поколениями за богов. Скифы построили вавилонскую башню и - как же иначе - создали  демократию. Одновременно скифы одарили мир рыцарскими идеалами и породили феодальную систему - самую свободную форму правления (очень английская мысль). В целом же империя имела варварский характер - свидетельством величия скифов были не искусства, но военные подвиги.

В 2200 году до н.э. держава скифов была разрушена ассирийцами (по которыми Пинкертон подразумевал арабов, финикийцев, евреев, халдеев и т.д. - всех, кого мы обычно называем семитами). Скифы перешли Кавказ и оказались в Северном Причеpноморье. Одна их ветвь, известная как персы, впоследствии вернулась на юг и основала там ещё одну империю (а вот парфяне, по мненнию Пинкертона, были родственниками сарматов, т.е. более или менее славянами). Остальные начали завоевание Европы, разделившись на германцев, греков, италиков, фракийцев, иллирийцев, скандинавов и т.д. Практически все современные европейские народы происходят от скифов. Все, кроме кельтов.

Кельты - это примитивные европейские туземцы. Никчёмный народишко. Все разговоры о величии кельтов -  французская ложь. У негров или лапландцев можно найти больше мудрости, чем у кельтов. Кельтская религия находилась на готтентотском уровне. Кельты абсолютно неспособны воспринимать достижения цивилизации:

"Мы на британских островах знаем, что кельты - это вего лишь дикари, недозревшие даже до стадии варварства. Если иностранцы сомневаются в этом, пусть посетят кельтские области Уэльса, Ирландии или Шотландии и посмотрят на их неспособность освоить цивилизацию или промышеленность..."

Пинкертон особо подчёркивал, что шотландцы - это такие же потомки скифов, как и англичане. Более того, от скифов происходили и предки шотландцев пикты, а вот говорящие на гэльском языке и живущие в горах кельты - это самозванцы. Напомню, что по происхождению сам Пинкертон был шотландцем с равнины, где говорят не на гэльским, а на том шотландском, который звучит, как диалект английского. В 1746 году равнинные шотландцы восприняли репресии против горцев в целом одобрительно.

Однако шотландская тема, бывшая для самого Пинкертона основной, для нас является второстепенной. Пинкертон появился здесь, потому что полностью, от первого слова до последнего, создал всю расовую мифологию -  пришествие из восточных степей белокурых воителей, их непримиримые войны с  неполноценными народами, сложности во взаимоотношениях  с семитами и т.д. и т.п.

Сочиняя скифскую историю, Пинкертон, конечно, не знал, что  его самого забудут уже при жизни, зато его теорию будут повторять, как молитву, изменив в ней только имя главных действующих лиц.

Он опубликовал свою работу о скифах в 1787 году. Годом раньше президент Королевского азиатского общества Уильям Джонсон произнёс перед членами означенного общества лекцию о родственных связях греческого, латинского и готского языков с санскритом и древнеперсидским.

Пинкертон не знал, что его скифов переименуют в арийцев.

(продолжение следует)

mamertini, cogito, falsificatum, britannia, manuscriptorium

Previous post Next post
Up