Il Cimitero di Praga: герой и сюжет

Jan 19, 2013 12:19



Мне хотелось отравить монаха. Думаю,
                                                                                                                       всякий роман рождается от подобных мыслей.
                       ( Read more... )

cogito, falsificatum

Leave a comment

bohemicus January 19 2013, 14:18:01 UTC
Переход от религиозной юдофобии к расово мотивированному антисемитизму - тема сама по себе довольно интересная.

Рационально мыслящему человеку одинаково смешны как религиозные, так расовые предрассудки. Обоснование неприязни к группе людей тем, что у них неправильная форма носа, не лучше и не хуже обоснования неприязни к этим же людям тем, что они неправильно молятся.

Но в XIX веке под расизм пытались подвести "научную" базу. Кстати, Эко блестяще обыгрывает представления того времени. Его Симонини пространно рассуждает о том, что низшая раса - это... немцы :)

О расе заговорили, когда общество перестало воспринимать всерьёз разговоры о религии. Религиозное обоснование чего бы то ни было в XIX веке уже было явным анахронизмом, а расовая тема казалась современникам свежей и научно обоснованной. Какое-то время расовой теорию вполне успешно выдавали за науку.

А перед левыми интеллектуалами стоит задача изобразить один из долговременных элементов политики сразу нескольких великих держав плодом недостаточной просвещённости масс. Вообще-то задача не из лёгких. Но они в целом справляются, отдадим им должное.

Reply

enzel January 19 2013, 14:36:01 UTC
Всё, что мы видим сегодня, имеет свою историю, отмахиваться от которой неправильно. Если для арелигиозного рационалиста всякие размежевания по религиозному основанию смешны, то для историка культуры, антрополога и т.д. забывать об "истории вопроса" никак нельзя. Есть накопленная традиция, культурная инерция, как бы мы сегодня к ней не относились. В случае антисемитизма фундаментом его является память о евреях как "врагах Христа", соответствующее этому к ним отношение ("не желаю прибытка от врагов Христовых" (с)),а всё остальное, позднейшее - секуляризация этого архетипа.

Reply

bohemicus January 19 2013, 14:55:06 UTC
В случае антисемитизма фундаментом его является использование элитами евреев в качестве гоф-факторов и в других подобных ролях. А какое обоснование подводилось под насаждаемый в обществе антисемитизм - религиозное или расовое - дело десятое. Это всего лишь вопрос антуража. Но, естественно, история пропаганды тоже имеет своё значение. Примерно такое же, как история костюма.

Reply

enzel January 19 2013, 15:04:57 UTC
Но даже и при таком, достаточно спорном, подходе религиозное предшествует расовому, соответственно юдофобия старше антисемитизма.

Reply

bohemicus January 19 2013, 15:09:03 UTC
А это зависит от того, какой версии истории отдать предпочтение. Согласно общепринятой версии, антисемитизм процветал уже в античности, задолго до появления христианства.

Reply

enzel January 19 2013, 15:12:40 UTC
Ну, это уж совсем глубокая древность. А во-вторых, он тоже был религиозно обусловлен, только тут евреи были окружены язычниками.

Reply

bohemicus January 19 2013, 15:32:21 UTC
Тогда при чём здесь "не желаю прибытка от врагов Христовых"?

Это же обычная практика финансового мира - доверять управление деньгами элиты касте, находящейся в двойственном положении. Иудеи - это частный случай касты финансистов, подвешенной между элитой и населением. Парсы, джайны - все существовали в подобных условиях. Армяне в Османской империи, в общем-то, тоже. В данном случае это были и вовсе христиане среди мусульман.

Каста финансистов должна отличаться от большинства населения и находиться во враждебных отношениях с ним. Это обеспечивает лояльность касты элите, поскольку только элита способна обеспечить безопасность касты во враждебном окружении. В случае каких-либо проблем часть членов касты просто скармливается толпе, вечно жаждущей их крови.

А уж какие слова при этом говорятся, особого значения не имеет. Нужные слова всегда найдутся.

Reply

enzel January 19 2013, 15:38:57 UTC
А при том, что это было сказано во времена христианские, а не языческие, имп. Елизаветой Петровной. Конечно, можно было использовать евреев как факторов, что и делалось в России, но отношение к ним как к чужим, враждебным и непонятным формировалось религиозным контекстом времени - это были именно что "враги Христовы".

Reply

bohemicus January 19 2013, 16:06:53 UTC
Так это матушка-Елизавета сказала? Эта могла. Время от времени говорить что-нибудь этакое - профессиональный долг хорошего государя. А она была хорошей государыней.

Reply

loboff January 19 2013, 20:44:25 UTC
Особенно если Лурье почитать :)

Reply


Leave a comment

Up