О гусарах, троллях и куличах

Apr 15, 2012 08:46


  Я полагаю очевидным, что русским одинаково чужды воинствующее безбожие СССР и воинствующее мракобесие РФ. Русская культура - не атеистическая и не обскурантистская. Она светская. Россия - христианская страна, и вера играет в русской жизни свою роль. Но это вера светских людей.

Недавно гости "Богемских манускриптов" стали в комментариях критиковать государя Николая Павловича за назначение гусарского офицера обер-прокурором Святейшего Синода. Я не стал вмешиваться в их разговор, но подумал, что русский царь поступил со свойственной немцам последовательностью. Tрудно представить появление в России Ришелье или Мазарини. Генерал от кавалерии Протасов, напротив, находится в русской истории на своём месте. Едва ли не большинство обер-прокуров Синода состояло из военных. Среди них были артиллеристы, кавалергарды, пехотинцы, провиантмейстеры. Как же этот список мог обойтись без гусара? Гусар - одна из ключевых фигур русской культуры.



Русская поэзия - это "Сабля, водка, конь гусарский, с вами век мне золотой"; "Гусар! всё тленно под луною, как волны следом за волною, проходят царства и века"; "Гусар! ты весел и беспечен, надев свой красный доломан"; "Гусар крутит свои усы, писатель чопорно острится"; в общем - "Я каюсь! я гусар давно, всегда гусар".

Так русские описывали себя сами. Если жe поинтересоваться, как их видели другие, то окажется, что в любом европейском языке гусарскую рулетку называют не иначе, как русская рулетка (ruská ruleta, Russian Roulette, La roulette russe, Russisch Roulette), и это говорит о многом. Как гусары, русские произвели на всех изрядное впечатление. В качестве верующих их особо не заметили. То есть все, конечно, знают, что русские - христиане. Но если где-нибудь в Венеции вы захотите посетить русскиe могилы, то обнаружите их в той части кладбища, что носит название греческой. В Европе, где все друг друга знают, принято считать, что рулетка бывает русской, а вера - греческой.

В последнее время я много писал о правых, левых, консерватизме и т.п. И каждый раз меня спрашивали, какова же должна быть роль религии в отечественной политике. Мне кажется, этот вопрос характерен для постсоветских неофитов, у людей старой русской культуры он бы не возник. В Российской империи политикa всегда была секулярной. В этом русские лет на двести опередили западных христиан.  У тех политическая жизнь пo-настоящему секуляризировалась только в ХХ веке, да и то не полностью.

В Америке правые могут по религиозным мотивам добиваться запрещения абортов. В России политик с подобными идеями будет восприниматься не более серьёзно, чем человек в рыжем парике и с красным носом.

В Европе правые выступают против гей-парадов по разным соображениям. В том числе - по религиозным (хотя случается, что и по культурно-эстетическим; зрелище действительно показалось бы безобразным самому Элагабалу). В РФ эту форму досуга отвергает большинство населения. Но причина массового неприятия гей-активности не в том, что "мужеложцы Царства Божьего не наследуют", а в том, что люди смотрят на гомосексуализм сквозь призму советских лагерных понятий. Спасение душ геев у нас вряд ли кого-нибудь заботит.

Cам тип христианского фундаменталиста в России не сложился. Иногда соотечественники пытаются подражать западным фундаменталистам, но результат производит комичное впечатление. Однажды я видел по ТВ певицу Жанну Бичевскую, увлекшуюся богоискательством. Горящие глаза, чёрное одеяние, белый воротничок. Перст одной руки воздет к небу, в другой руке - библия. Она выглядела даже не как пуританка, а как пуританин XVII века. Хоть сейчас в армию Кромвеля. Положа руку на сердце, много вы встречали русских женщин с библией в руках?

С Книгой у русских вообще всё довольно непросто. Русским был известен её церковнославянский текст. Но этот язык создан на основе не то болгарского, не то сербского (согласно отечественным источникам). А может быть, это вариант македонского (по мнению некоторых западных специалистов). Разумеется, Бог услышит молитву на любом языке. Но македонский диалект определённо не является языком русской культуры.

Считается, что Пётр Великий поручил перевести Евангелие на русский язык пастору Глюку. Но его перевод куда-то затерялся, а до создания другого перевода на протяжении следующих ста с лишним лет ни у кого не доxoдили руки. Так что Новый Завет был впервые издан по-русски  только в 1822, а полный текст Библии - и вовсе в 1876 году.

К тому времени Россия уже прожила свой Золотой Век. Пушкин, Лермонтов, Баратынский уже создали всё, что создали, и ушли в вечность. Александр Павлович уже победил Наполеона. Николай Павлович уже умер от огорчения, что ему не удалось победить весь мир. Александр Николаевич уже даровал крестьянам волю. А русские всё ещё не перевели на свой язык Священное Писание.

Нет ничего удивительного в том, что Россия так и не дала миру ни одного религиозного мыслителя, соразмерного собственной великой культуре. Граф Толстой попытался было восполнить этот пробел. В результате впал в ересь, но так и и не сказал ничего заслуживающего внимания. Стихи и романы выходят у русских куда лучше, чем религиозные трактаты.

B 1917 году церковная и политическая жизнь в России окончательно разошлись. Тогда у русской церкви был уникальный исторический шанс стать ведущей силой общества. Она могла бы возглавить контрреволюцию. Но когда государство пало, церковь предпочла заняться устроением своих собственных дел. Русский государь был в темнице, а русская церковь занялась избранием патриарха.  Сравните, например, с испанской церковью, становившейся  главной опорой национального сопротивления хоть против Наполеона, хоть против республиканцев. Bопрос о роли церкви в отечественной политике закрылся.

Нынешняя религиозная политика властей мотивирована отнюдь не верой в Бога и не духовным поиском. Ну какой у вечных комсомольцев может быть поиск? Они давно всё нашли. Сначала режим построил "капитализм" по советским пропагандистском брошюрам. Теперь по ним же он осуществляет "клерикализацию".

Характерно, что лицом церкви в глазах общества стал именно протoиерей Чаплин, предлагающий запретить набоковскую "Лолиту" и одновременно заявляющий о намерении совместно с Гельманом устроить выставку дегенеративного искусства прямо в храме. У церкви, конечно же, есть и другие лица, например, протоиерей Вигилянский, закончивший литературный институт и читавший лекции в американских университетах. Однако в культурной, интеллектуальной, духовной жизни власти делают ставку на людей совершенно определённого склада. У них если писатель, то Сорокин; если поэт, то Пригов; если галерист, то Гельман; если юморист, то Петросян; если журналист, то Шевченко; если политолог, то Кургинян; если протоиерей, то Чаплин. Одни тролли.

И история нашей церкви, и её сегодняшнее состояние исключают серьёзное отношение к заявлениям её представителей по светским вопросам. Однако это никак не отражается на каноничности церкви. Даже если её предстоятель обитает в Доме на Набережной и пытается выбить из своего соседа деньги с формулировкой "пылишь, раб Божий", это не мешает верующим приходить в храм. Направляясь в церковь, они идут не к священнику, а к Богу.

Некоторые области человеческой деятельности невозможны без ритуала и без соответствующего антуража. Hеобходимости ритуалов можно было бы дать теологическое обоснование, но для верующих оно и так очевидно, а для неверующих было бы неубедительно. Поэтому я ограничусь констатацией, что люди исполняли, исполняют и будут исполнять свои обряды.

Например, королевское искусcтво может существовать только в ложах, а ложи должны быть надлежащим образом оформлены - две колонны, одна из которых называется Боаз, а другая - Якин, напоминающий шахматную доску пол и т.д. Эти правила масоны соблюдают всегда, даже в самых невероятных условиях. Например, известно, что заседания лож проводились и в нацистских концлагерях. Казалось бы, что можно соблюдать в лагере, перед лицом смерти? Соблюдалось всё. Люди устраивались на голой земле, расчерчивали её на квадрaты, втыкали две палочки, одну нарекали Боазом, другую - Якином, и работа в ложе начиналась.

Подобным образом и христиане считают неоходимым совершать свои обряды, а в церкви видят место, где ритуалы проводятся по всем правилам. Вчера миллионы русских, носителей одной из самых светских европейских культур, пришли в храмы. Сегодня они накрывают столы. Русская вера проста, спокойна и лишена всяческой экзальтации. Она настолько естественна и непосредственна, что выражается через застолье. Её можно ощутить на запах и на вкус. Когда-то русский поэт писал:

Гиацинтами пахло в столовой,
                                            Ветчиной, куличом и мадерой,
                                            Пахло вешнею Пасхой Христовой,
                                            Православною русскою верой.

В наши дни русский блоггер пишет:

"О, еды в корзинке много, всякая господыня хочет, чтобы всё семейство разговелось на славу. Потому в корзинке точно лежит кусок колбасы либо окорок, пироги сладкие, пироги несладкие, бутылочка горячительного, конфеты, фрукты, сыр, даже творог со сметаной. Ну а в центре, украшенная вокруг писанками (пусть даже и с переводным узором), стоит пасха, а то и две или даже три пасхи."  http://i-grappa.livejournal.com/600546.html

Я помню аромат куличей за последние лет сорок или около этого. Когда он появляется в доме, его ни с чем нельзя спутать.

Христос воскрес, братья и сёстры!



cogito, russia, sacristia

Previous post Next post
Up