Если верить традиции, после военного совета, состоявшегося в критический момент битвы при Сенготтхарде 1 августа 1664 года, фельдмаршал Иоганн Шпорк обратил к Господу молитву следующего содержания:
"Верховный генералиссимус там на небе! Если уж Ты не хочешь сегодня встать на сторону своих христианских детей, то хотя бы не помогай этим турецким псам, и тогда я покажу Тебе забаву!"
И он показал забаву. Турок в тот день пало до двадцати тысяч, и их армия была полностью разгромлена. Войсками христианской коалиции y Сенготтхардa командовал Раймондо Монтекукколи (тот самый, что прославился фразой "Для ведения войны нужны три вещи: во-первых, деньги; во-вторых, деньги, и в-третьих - деньги"), а его соратник Шпорк вёл в бой имперскую кавалерию. Говорят, исход этого сражения решил именно его маневр.
Кавалеристом Шпорк был превосходным. Его сослуживец граф Каваньяк написал в своих мемуарах: "Генерал Шпорк, солдат удачи, который выслужился от valet de tambour (слуги барабанщика) до генерала кавалерии, без сомнения был самым искусным лёгким кавалеристом Европы. Он был неспособен распорядиться даже тремя сотнями пехотинцев, но с лёгкостью командовал двадцатью тысячами конных.".
Молитва Иоганна Шпорка. Этот сюжет использовался австро-венгерской пропагандой, продуманно создававшей военному делу имидж лёгкого и нескучного занятия в гусарско-опереточном духе.
Различные источники называют разные даты рождения Иоганна Шпорка (1595, 1597, 1600, 1601 годы), но сходятся на том, что где-то в начале 1620 года он завербовался в драгунский полк и прослужил в баварской армии 27 лет. Его первым сражением стала 8 ноября 1620 годa битва у Белой Горы.
Потом Шпорк воевал под командованием маршала Тилли в Пфальце, Вестфалии, Баварии и Саксонии. В 1632 он в звании ротмистра учaствовал в боях под Фюртом в составе армии Валленштейна. Bскоре Шпорк был переведён в полк Иоганна фон Верта. В 1638 наш герой нанёс поражение превосходящим силам шведского генерала Кенигсмарка (и был ранен при этой акции в лицо). B 1639 получил под командование свой собственный полк. В том же году полковник Шпорк в первый раз женился (на баронессе фон Линзинген). В 1640-42 годах Шпорк нанёс три поражения веймарской армии.
Переменчивость Фортуны при Янкове сделала его шведским пленником (раненый Шпорк во главе двухсот баварских всадников сумел прорваться, но добраться ему удалось только до Йиглавы. Там полковника настигли шведы).
Однако император изволил выкупить Шпорка из плена. Точнее, он выкупил всех своих офицеров, попавших в плен после янковской катастрофы (за 120 тысяч толаров). Шпорк получил звание генерала и продолжил участие в войне против шведов и французов в Гессене и Баварии. Однако 14 марта 1647 года баварский курфюрст Максимилиан заключил с обеими державами сепаратный мир. Вместе со своим старым сослуживцем Вертом Шпорк счёл поступок курфюрста предательством по отношению к императору и делу Католической Лиги. Друзья-кавалеристы взбунтовались и решили перейти вместе с вверенными им полками на австрийскую службу. Однако у самой богемской границы солдаты отказались повиноваться бунтовщикам и вернулись на сторону курфюрста, так что в лагерь Фердинанда III в Воднянах Верт и Шпорк прибыли в сопровождении лишь горстки самых преданных своих людей (причём жена Шпорка осталась в руках баварцев).
12 октября 1647 года император присвоил Иоганну Шпорку звание фельдмаршала и титул барона. Во владение барон Шпорк получил имение Лысу-над-Лабой (Lissa an der Elbe) с десятком близлежащих деревень (километрах в тридцати на северо-восток от Праги). Подобным образом была оценена и верность Иоганна фон Верта.
Иоганн Шпорк, лучший лёгкий кавалерист Европы, на портрете работы анонимного (и явно не лучшего в Европе) художника
На основании владения этим имением 21 января 1648 года Иоганн Шпорк получил инколат (т.е. был включён в дворянское сословие) королевства Богемского. Теперь он идентифицировался как Bohemus (почти что bohemicus, как нетрудно заметить). В те времена этническая принадлежность человека значила очень мало, а территориальная - очень много. Вопреки представлениям, порождённым другой эпохой, в XVII веке определение Bohemus распространялось на жителей страны без разделения их на чехов, немцев и кого-либо ещё. После предоставления инколата Bohemus'ами считались и уроженец Валенсии Дон Бальтазар Маррадас-и-Вике, и происходивший из Ла-Рошели Жан-Луи Редюи де Суше, и пришедший на свет в Шотландии Джордж Джейкоб О'Гилви. Однако была одна интересная деталь. Формально для получения богемского инколата требовалось знание чешского языка. На практике в бурную эпоху Тридцатилетней войны это правило сплошь и рядом нарушалось. Тем не менее, официально его никто не отменял.
Феодализм, как он есть: замок Шпорков в Лысе-над-Лабой
Феодализм с высоты птичьего полёта
В октябре 1648 годa Шпорк со своими войсками спешил на помощь осаждённой Праге. В пути его застигла весть о заключении Вестфальского мира. Верт вскоре вышел в отставку, и Шпорк был назначен командующим всей императорской кавалерии.
Говоря о последующих годах, чешские авторы обычно скрупулёзно перечисляют приобретения барона Шпорка:
1650 г. - за 36 тысяч золотых у графов Коловрат-Либштейнов куплено имение Коноеды с семью деревнями;
1660 г. - за 117 тысяч у графини Кайзель куплены Гержманув Мештец и Столаны;
1661 г. - у барона Кайзерштейна куплено имение Морашице с шестью деревнями...
И т.д. и т.п. до самого 1674 года. Слишком длинный список, чтобы приводить его здесь целиком. Шпорк стал одним из крупнейших землевладельцев в Богемии.
Между тем в 1657 году Польша попросила у Империи помощи против шведов и трансильванцев. Император отправил на польский театр военных действий Монтекукколи, Хатцфильда и Шпорка. Шпорк разгромил князя Ракоши, освободил Краков и взял Познань. Во время этой войны умерли жена и дочь Шпорка, сопровождавшие его в походе.
В следующем году помощи Империи запросила уже Дания. Вместе с Монтекукколи Шпорк очистил от шведов Голштинию и Ютландию и перенёс боевые действия в Померанию. Там он познакомился с баронессой Элеонорой-Марией-Екатериной фон Финек из старого мекленбургского рода. В 1660 году они поженились.
Иоганн Шпорк и его вторая жена Элеонора.
Затем пришла война с турками, ставшая кульминацией военной карьеры Шпорка. У Сенготтхарда, произнеся свою знаменитую молитву, старый кавалерист во главе кирасиров, драгун и хорватов опрокинул турецкую армию в тот момент, когда пехота Империи уже не могла больше сдерживать натиск янычар, и линии христиан начали колебаться.
Двадцать два дня спустя император пожаловал Шпорку наследственный титул имперского графа. Герб Шпорков был улучшен. Теперь его украшала отсечённая голова турка.
Интересно, что Шпорк не заплатил за титул обычную в такиx случaях таксу, заявив: "Дарованного графа не покупаю, а в купленном не нуждаюсь". Император, высоко ценивший своего кавалериста как за военные заслуги, так за редкостную прямоту, воспринял это как должное.
Герб графов Шпорков. С улучшением.
Недовольная условиями мира с турками венгерская знать восстала против императора. Шпорк подавил этот мятеж и получил от государя 100 тысяч золотых.
В 1671 году Шпорк решил, что после пятидесяти лет сплошных войн нуждается в духовном утешении, и предпринял паломничество в итальянскую Лорету. Заодно он заглянул в Рим, провёл там четыре недели и был удостоен нескольких аудиенций у папы.
В последующие пять лет Шпорк опять постоянно воевал, в основном против французов в Германии и Голландии. Список его битв ещё длиннее, чем список его владений, и я вынужден безжалостно сокращать его (хотя всё равно получается длинно). В 1674 году в Валансьене, в Геннегау, умерла вторая жена Шпорка Элеонора, сопровождавшая его в очередном походе. Там её и похоронили.
27 июня 1675 года армия Шпорка встретилась у Засбаха в Бадене с армией знаменитого французского маршала виконта де Тюренна. Они не раз становились противниками на европейских полях брани. В первый раз им пришлось померяться силами почти тридцатью годами раньше, в 1646 году (а также в 1648 и 1673).
Тюренн выехал на рекогносцировку перед битвой и был убит случайным австрийским ядром. Потеряв командующего, французы отступили без боя. Шпорк начал их преследовать, но после нескольких стычек вдруг почувствовал себя старым и уставшим. Ему было семьдесят пять (а возможно, что и больше), и пятьдесят пять из них он провёл в седле. По совету Монтекукколи Шпорк вышел в отставку и последние годы провёл в своих богемских поместьях.
Фельдмаршал граф Шпорк умер 6 августа 1679 года. В момент смерти его владения оценивались в невероятные три миллиона золотых.
Граф Франц-Антон Шпорк. Статуя идеального христианского воина на заднем плане представляет его отца Иоганна Шпорка.
Сын нашего героя от второго брака граф Франц-Антон Шпорк прожил совершенно иную жизнь. Он стал одним из самых образованных людей своего времени и крупным меценатом, водившим дружбу с такими людьми, как Вивальди. Его имя считается в Чехии символом аристократической культуры барокко, а судьбa заслуживает отдельного рассказа.
Кто-то из тех, с кем породнились Шпорки (кажется, граф Шенберг) однажды прислал Францу-Антону генеалогическое изыскание на французском языке. Из письма следовало, что Шенберг видел в ватиканском архиве некую анонимную хронику, в которой предки Шпорков упоминались среди великих магистров Лотарингии и соратников Рудольфа I, a в принципе можно доказать происхождение их рода из античного Рима. Шпорк-младший ответил в том духе, что его отец не увлекался подобными играми, и он не будет.
Несмотря на неясности с датой рождения, само происхождение Иоганна Шпорка хорошо известно. Он родился в Вестфалии, в нынешнем Дельбрюке. Тогда там находилось имение, принадлежавшее епископу падеборнскому. Родители Иоганна Шпорка были крепостными крестьянами. В 1674 году, проезжая через родные места, фельдмаршал граф Шпорк встретился с князем Фюрстенбергом, занимавшим пост епископа, и выкупил на волю своих родственников.
Шпорк не получил никакого образования. До того, как прибиться к проходившему мимо драгунскому полку, он был пастухом. Он никогда так и не овладел грамотой и был способен лишь подписаться - детским почерком и с ошибкой. Впрочем, с ошибкой ли? Он всегда писал "Sporck, Graf". Koгда кто-нибудь обращал его внимание, что сначала следует писать титул, а потом имя, Шпорк неизменно отвечал:
"А я сначала стал Шпорком, а потом - графом".