Отчасти поводом для написания этой заметки сталa борьба за обладание "Славянской эпопеей", развернувшаяся в последние месяцы в Чехии. Но в гораздо большей степени меня побудилo сесть за клавиатуру существование однoй малоизвестнoй картины Альфонса Мухи, фигурирующeй в русскоязычных источниках под неверным названием и с ошибочной датой создания. Притом для русского зрителя эта картина особенно важна. Куда важнее, чем для чешского.
"Славянская эпопея" представляет собой двадцать картин огромного размера, изображающих историю славянских народов. Точнее, принято считать, что их двадцать. На самом деле - двадцать одна, но об этом чуть позже. Альфонс Муха создал "Эпопею" в 1912-1928 г., вернувшись из США. Не будь его поездки в Америку, не было бы и "Эпопеи". В Америке Муха нашёл мецената (промышленника Чарльза Крейна), проспонсировавшего его мега-проект. Расход материалов сам по себе представлял весьма значительные суммы, а в качестве мастерской Муха арендовал одно крыло замка Збирог в западной Чехии.
Альфонс Муха. Заведение славянской литургии в Великой Моравии. 8,1 х 6,1 m.
Изысканный и абсолютно космополитичный стиль, получивший в России название модерн, во Франции арт-нуво, в Германии югендштиль, а в Богемии сецессия, был словно создан для обитателей Австро-Венгрии. Муха, ярчайший представитель этого стиля, был уроженцем южной Моравии, на четверть поляком, сделавшим карьеру во Франции, где арт-нуво иногда называли "стилем Мухи". Первый оглушительный успех ему принёс плакат, нарисованный по заказу Сары Бернар. В его творческом наследии есть и многочисленные рекламы кофе и шоколада, этикетки для шампанского, декоративныe панно и т.п. В Америку Муха уезжал, уже обладая репутацией крупнейшего художника-декоратора в мире.
Альфонс Муха. Плакаты Сары Бернар
В таком качестве он остаётся признан в мире и сейчас. Когда французы видят "Славянскую эпопею", они удивляются. Монументальный Муха оказывается для них неожиданным .
Альфонс Муха. Апофеоз славянства. 4,05 x 4,8 m.
Грандиозная эпопея возникла по двум причинам.
Первой было желание Мухи войти в историю, а это традиционно легче сделать, написав очень большую картину. И тут он превзошёл всех. Даже самая малая из картин серии занимает площадь до 20 кв. метров, а семь из них достигают невероятных 48 квадратных метров каждая. Из-за этого их иногда сравнивают с пирамидами.
Вторая причина носила политический характер. "Эпопея" представляет собой недвусмысленную пропаганду панславизма. На картинах изображены языческие празднества славян на их общей прародине, средневековые болгарские и сербские цари, оборона хорватской крепости от турок, отмена крепостного права в России, Грюнвальдская битва и монастырь на горе Афон. Любопытно, что "Эпопея" была задумана и начала осуществляться ещё в Австро-Венгрии, когда панславизм был актуален и казался перспективным, а завершена уже в Чехословакии, в совсем другой обстановке. Здесь она столкнулась с критикой со стороны националистов за оторванность от местной тематики. Хотя Ян Гус, Йиржи Подебрад и Пржемысл Отокар II представлены в серии вполне достаточно.
Альфонс Муха. Клятва молодёжи под славянской липой в 1894 г. 4,8 х 4,05 m
Ещё до начала Первой мировой войны Муха заключил договор с Прагой о передаче городу "Эпопеи" на условиях её размещения в подходящем для такого творения месте. В 1928 г. художник действительно подарил "Эпопею" Праге. Но Прага подходящего места не нашла. В 1950 г. какой-то партийный функционер из Моравии сказал, что в пустующем замке в Моравском Крумлове есть огромный Рыцарский зал, куда "Эпопея" войдёт целиком. Картины тут же были отправлены в Моравию. Однако оказались они не в Рыцарском зале, а в подвале, потому что в замке расположился танковый батальон. Наконец, гарнизон покинул замок, и в 1963 г. "Славянская эпопея" была выставлена для публичного обозрения.
Никто о ней особенно не вспоминал вплоть до этого года, когда в пражской мэрии возник план перевоза "Эпопеи" в Прагу. Жители Крумлова воспротивились.
Моравский Крумлов (не путать с Чешским Крумловом) - город небольшой и небогатый. Средств, вырученных от посетителей "Славянской эпопеи", крумловчанам хватает на отопление и поддержание в приличном состоянии Рыцарского зала, остальные помещения замка пребывают в запустении.
Кроме того, туристы, приезжающие полюбоваться эпопеей, позволяют выжить владельцам крумловских ресторанов и торговкам с местного рынка. Как сказала одна из них в интервью столичным журналистам, она благодарна Мухе за каждое яблоко и каждый банан, который ей удаётся продать. Для этих людей утрата "Эпопеи" означала бы крах.
Между Прагой и Моравским Крумловом возник спор, перешедший в судебную тяжбу. Президент Клаус поддержал моравян, заявив, что в Праге красот предостаточно, а в Крумлове есть только "Эпопея", и следует оставить её там, где она есть.
В игру довольно неожиданно вступили наследники Мухи, по мнению которых акт дарения "Эпопеи" Праге недействителен, так как Прага не исполнила условий художника. Наследники считают, что полотна принадлежат не Крумлову и не Праге, а им.
Почему-то меня не удивляет, что нового претендента на обладание картинами Джона "Муху" в действительности зовут Джон Омонд, и что живёт он в Англии. Когда-то сын Альфонса Мухи Йиржи усыновил Джона, женившись на его матери, шотландке Джеральдине. Отношения с отчимом у Джона Омонда были прескверные, и фамилию Муха он взял совсем недавно.
Политическое значение "Эпопеи" ушло в прошлое вместе с панславизмом. Художественные достоинства серии никогда не вызывали преувеличенных восторгов. С другой стороны, её значения, как национального символа, тоже никто особо не оспаривает. Все споры вокруг неё - это споры о деньгах.
Так их и воспринимает общественность - как битву за капитал.
Демонстрация протеста в Моравском Крумлове против отправки "Славянской эпопеи" в Прагу
Однако недавно ув.
adja и ув.
ijona_tihaja напомнили своими постами, что у Альфонса Мухи есть одна особенная работа, являющаяся продолжением "Славянской эпопеи" и стоящая особняком во всём его творчестве. Размеры её меньше, чем размеры предыдущих картин - 3 х 1,6 m.
Эта картина свидетельствует, чти космополиты умеют чувствовать чужую боль и скорбь.
Она никогда не была в Моравском Крумлове, её не включают в перечень входящих в "Эпопею" произведений (хотя сам Муха рассматривал её как двадцать первое полотно серии), вокруг неё не ведутся судебные споры. Русская Википедия присвоила картине сразу четыре названия - «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима», и датировала её создание 1922 годом.
В действительности Мухa написал её одиннадцатью годами позже. Публике он показал картину один раз. C 4 по 9 июля 1933 г. она висела с табличкой "Не продаётся" на выставке-продаже в городе Градец Кралове. В каталог включена за номером 126 под своим оригинальным названием.
Собственно, название и стало причиной дипломатического скандала. Советский Сoюз нaправил Чехословакии нотy протеста, вследствие чего Муха снял картину и поместил её в частной квартире в Праге, где работа оставалась практически неизвестной до 1998 г. Потом наследники выставили её в Коуницком дворце.
Хотя сегодня картинy предпочитают называть "Звездой" или "Россией", Муха дал ей имя "Россия большевиков".
Она так плохо отреставрирована, что звезда бросается в глаза больше, чем волки.
Альфонс Муха. Россия большевиков.