Risky business - II: Торжество Диониса

May 22, 2016 21:48

       За свою жизнь я понял вот что: изучая посвящённую средневековью литературу, можно гораздо больше узнать об эпохе, в которую эта литература была написана, нежели о самом средневековье. Историография античности в целом стройна и логична. Разумеется, в ней можно найти ряд несуразиц и противоречий, но они довольно легко устраняются, и общая ( Read more... )

cogito, falsificatum, sacristia, britannia, manuscriptorium

Leave a comment

bohemicus May 25 2016, 19:50:01 UTC
Более того, в ранней Византии ещё понимали, что Христос и его ученики не могли сидеть за столом, они должны были возлежать. Скажем, Тайную вечерю в ту пору изображали вот так:



Аналогичные изображения можно найти на мозаиках в Равенне и т.д.

А вообще, Восточное Средиземноморье было насквозь эллинизировано. Так что картинка, неизменно воспроизводимая в фильмах на библейскую тематику - сидящие за столом напряжённые люди в неопределённо-восточных одеяниях - абсурдна. В принципе, Христос и апостолы должны изображаться в греческих одеждах (a уж Павел из Тарса, который был римским гражданином, наверняка в торжественных случаях надевал тогу).

Люди возлежали, беседовали о высоких материях, пили вино. На их встречах, кстати, присутствовали и женщины (Марфа и др.). По меньшей мере одну низ них (Марию из Магдалы) традиция упорно называет блудницей.

Всё вместе это выглядело скорее вот как симпосиум с гетерами на греческих вазах, нежели как действо, которое мы видим в христианской живописи и голливудских фильмах с библейскими сюжетами.



Reply

medved_kuznets May 26 2016, 07:23:18 UTC
Вы правы. Более того, то, что Христос и ученики не сидели за столом, а возлежали должны понимать не только в ранней Византии, но и везде и всегда при внимательном чтении Евангелия)))
Что касается эллинизации Восточного Средиземноморья, то в те времена ортодоксальные евреи вообще воспринимали это как ... примерно также как в настоящее время воспринимается повальная "американизация" или "вестернизация" у нас или в Китае, Японии и т.д. Влияние было несомненно большим, но некоторые слои населения его демонстративно отвергали.
А вот на счёт одеяний, тут не так всё просто, большинство апостолов были люди бедные, более того из одной из самых бедных Иудейских провинций. К тому же общество в котором они жили было достаточно религиозно. Поэтому греческих одежд они могли и не носить, тем более не ходить полуголыми в обществе (не на работе - на работе всё было подчинено рациональным требованиям - рыбаки часто работали голыми чтоб не мочить и не портить одежду). Вспомните, какой "выговор" задала одна из жен Давида, когда он полуголый плясал перед Ковчегом Завета.
А что касается именно Павла, человек, получивший "высшее церковное иудейское образование" (фарисей то бишь), вряд ли стал бы рядиться в тогу. А вот другие евреи, но граждане Рима - вполне могли себе такое позволить.

Reply

bohemicus May 26 2016, 07:43:43 UTC
Эллинизация достигала такой степени, что даже среди первосвященников иудейских был один по имени Менелай.

Что касается ортодоксальныых иудеев, то они и за столами не лежали, а сидели, и женщин к столам не допускали. Но Галилея, насколько я помню, считалась одной из самых эллинизированных областей. Иудизирована же она была, напротив, крайне поверхностно. Собственно, галилеян и евреями-то признавали весьма условно (отсюда фраза "Что доброго может быть из Назарета?). Не случайно некоторые из апостолов носили такие имена, как Андрей.

Сам Христос одевался в такую одежду, что римские легионеры сочли нужным разделить её по жребию.

Римское гражданство в ту пору означало всё, а религиозное иудейское образование за пределами иудейской среды не значило практически ничего. Павел был апостолом язычников, на которых его учёные степени не могли произвести никакого впечатления, а тога - могла. Тога была атрибутом такой значимости, что ради права носить её люди были готовы на всё. В конце концов, незаконное ношение тоги могло караться смертью.

Невозможно представить св. Павла, отказывающегося от ношения тоги. Уже в силу того, что она придавала его словам совсем иной вес в глаазах слушателей. А он был, как считают современные психологи, психопатом-манипулятором и макиавеллистом пар экселенс (в своё время я писал об этом, но лень искать ссылку; это было где.то в цикле "Недоразумение").

Reply

medved_kuznets May 26 2016, 08:28:06 UTC
По поводу эллинизации - спора нет, она была весьма глубока. Но я не вполне понял к чему ваш довод о том, что ортодоксальные евреи сидели за столами? Тайная вечеря проходила в Иерусалиме, Лазарь (чьи сестры Марфа и Мария также были за столом с мужчинами) также жил под Иерусалимом.
Конечно, среди апостолов и евангелистов были и совершенно греки (Лука, например), кому мы и обязаны изображениям вполне реалистическим Марии и Иисуса.
На счёт одежды Христа - легионеры всё равно не могли её тут же одеть - у них всё-таки форма. А вот продать - вполне могли. Я не большой специалист в тогдашней моде, но хитон, в котором Христа изображают (который как раз таки легионеры не делили а "разыгрывали", и который хранится в Трире) мне кажется вполне восточно-средиземноморской одеждой с поправкой на близость пустыни. Тоги, конечно, на нем не могло быть.
Что же касается Павла - не буду спорить, вполне возможно. Во всяком случае то, что написано им и о нем этому не противоречит. Его же слова: "для иудеев как иудей, для эллинов - как эллин".
Указанный вами эпизод из "Недоразумения" я помню, искать не стоит. Но мнение "современных психологов" о нем мне не кажется заслуживающим внимания, по многим причинам (в конце концов они описывают его в русле существующего сейчас дискурса, вы же сами точно заметили, что обычно люди описывают свое время).
А вообще, конечно, греки очень много сделали для христианства, можно сказать они оформили его, начиная с икон (вспомните Фаюмские портреты) и кончая кристально четкой догматикой. Поэтому христианство вообще невозможно рассматривать вне связи с эллинской культурой.

Reply

bohemicus May 26 2016, 08:33:00 UTC
>Но я не вполне понял к чему ваш довод о том, что ортодоксальные евреи сидели за столами?

К тому, что евангельская история произошла в насквозь эллинизированной, а нe в ортодоксально-иудейской среде.

Reply

medved_kuznets May 26 2016, 08:46:29 UTC
Да, конечно.

Reply

saninartem May 30 2016, 10:34:08 UTC
Почему это? Чем доказано утверждение, что не среднестатистические жители римской провинции Иудея, а евреи среди евреев (причем евреи, неподдельно религиозные) должны были общаться в своем кругу по эллинистическим традициям?

По ап.Павла - вообще странно. Разумеется, его не было на Тайной Вечере, и не могло быть.

Reply

bohemicus June 18 2016, 18:39:00 UTC
Интересно, почему галилеяне (т.е. весьма формально и весьма поверхностно иудаизированные язычники, некоторые из которых носили греческие имена) кажутся Вам евреями из евреев.

Reply

saninartem June 20 2016, 04:55:10 UTC
Фраза "евреи среди евреев" подразумевала "евреи, пребывающие среди евреев", а не утверждение о каком-то их особенном еврействе.

Галилея была центром восстания зелотов, к примеру (практически в то же время) - течения, как ни крути, с весьма горячим национальным и религиозным чувством. Я не думаю, что стоит говорить о галилеянах, как о "весьма поверхностно иудаизированных язычниках", которые к еврейской традиции никакого уважения не имели.
А об апостолах - тем более. Сколько раз Христос в Евангелии говорит об уважении к Закону? Сколько раз обращается к тем или иным местам из Торы? Неужели это создает впечатление, что для его учеников авторитет еврейского Закона ничтожен?
Пойдем дальше: а сколько раз он обращается к авторитетам греческим? Сколько раз упоминается в Евангелии разговоры с фарисеями, посещение синагоги - а сколько раз разговоры с римскими легионерами или греческими философами? По-моему, это вполне говорит о том, насколько эта среда была эллинизирована.

Кроме того, вот возьмем ап.Павла, сына фарисея, вероятно, готовившегося стать раввином - и при этом римского гражданина. Придерживался ли он в общении еврейских традиций или греко-римских? Мне кажется, разумно предположить, что это зависело от того, где, в какой среде он находился. Вот, к примеру, он держал одежды при побивании камнями св.Стефана. Мне кажется, излишне говорить, что к эллинистической традиции это действо вряд ли имело отношение.
А ведь апостол Павел был наиболее открыт не-еврейскому миру. "Апостол язычников".

Reply

fur_wenige May 28 2016, 14:37:31 UTC
Вот кратенький списочек имён раввинов-фарисеев, восхваляемых Талмудом:
Авталион, Антигон, Архинос, Досифей, Терадион ...
Посмотрите имена в правящих семействах династий Маккавеев и Ирода (Герода).
В Новом Завете: Андрей, Никодим, Филипп, Лука, Александр, Феофил, Тимофей.
-------
Если Вас, действительно, интересует расположение участников Тайной Вечери,
то загляните в мой ЖЖ - 25 мая прошлого, 2015 года.

Reply

yohaha May 28 2016, 20:41:43 UTC
На мой взгляд здесь есть одна неточность: на пасхальном седере возлежать предписано даже самым религиозным евреям, имитация этого возлежания практикуется до сих пор. Талмудическая литература вообще показывает, что на бытовом уровне евреи, в том числе вполне религиозные, не отличались от греков никак (к примеру, известна история, как один из величайших мудрецов мылся вместе с греческим ф илософом в бане, посвященной Афродите). Сопротивление начинается на идеологическом уровне.

Reply

bohemicus May 28 2016, 20:49:46 UTC
А как обстояли дела в быту?

В своё время в какой-то литературе по еврейской истории (возможно - написанной израильскими авторами) я читал, что иудеи за столами сидели и женщин на свои собрания не допускали, чем отличались от греков. Позже указание на это отличие попалось мне и в какой-то книге, посвящённой евангельской истории. Я читал всё это довольно давно, лет 15-20 назад, и ни названий книг, ни имён авторов, увы, не помню. Но эта деталь врезалась мне в память.

Reply

yohaha May 28 2016, 20:55:19 UTC
Похоже, что на больших пирах скорее возлежали за низкими столами. Есть даже обсуждение расположения лож, правда, относящееся, если не ошибаюсь, к Вавилону, то есть, к персидской культуре. Про женщин тоже сомнительно - были всякие ограничения, но распространялись ли они на это - не факт. Могу порекомендовать книггу Д. Боярина Carnal Israel, она теперь существует в моем переводе "Плотский Израиль". Книга не новая, но там говорится как раз об отношении полов, сходстве и различии евреев и эллинистов и т. п.

Reply

bohemicus May 29 2016, 18:05:14 UTC
Спасибо.

Reply

oblomov_jerusal June 2 2016, 15:27:29 UTC
еврейская пасхальная агада:Чем ночь эта отлична от всех ночей?
Во все ночи мы ведь ничто не обмакиваем ни разу - а в эту ночь два раза4
.
Во все (другие) ночи мы едим квасной хлеб или мацу, а в эту ночь только мацу.
Во все (другие) ночи мы едим всякую зелень, а в эту ночь - горькую.
Во все (другие) ночи мы едим сидя прямо или облокотившись, а в эту ночь мы
сидим облокотившись.
Я думаю, слово "месубин", которое переведено, как "сидим облокотившись" на самом деле означало "лежим". Вот тут (иврит) это подверждают, связывают это с персидскими, греческими и римскими обычаями есть лежа, опершись на руку. Тайная вечеря была пасхальным седером, так что на ней действительно лежали.

Reply

az_greshny May 26 2016, 16:11:04 UTC
-----------одну низ них (Марию из Магдалы) традиция упорно называет блудницей.

Довольно поздняя и отнюдь не общепринятая "традиція", надо замѣтить.

Reply


Leave a comment

Up