Нобель и бурлаки

Oct 20, 2015 20:16

  Ярослав Гашек, самый популярный чешский автор всех времён, никогда не был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Карел Чапек, напротив, номинировался на неё семь раз. Группа профессоров Карлова университета выдвигала его кандидатуру с 1932 по 1938 год, но он неизменно проигрывал. Иногда автор "Войны с саламандрами" уступал титанам ( ( Read more... )

bohemia, cogito, russia

Leave a comment

vyletongue October 20 2015, 18:29:34 UTC
Все так, уважаемый Богемик.

Но все же крайне прискорбно, что вся великая русская литература от самой важной мировой премии получила лишь венок на могилу.
А как они смели не замечать живого бога и давать премии всяким французам, о которых сейчас помнят только специалисты).

Reply

bohemicus October 20 2015, 18:31:33 UTC
Кого Вы имеете в виду?

Reply

vyletongue October 20 2015, 18:36:38 UTC
Толстого. Понятно, что его поздние воззрения могли оскорблять общественную мораль, но для мировой премии, устанавливающей новый классический канон (а такая была задумка) это ведь неважно.

Reply

bohemicus October 20 2015, 18:40:40 UTC
Почему Вы считаете, что они его не замечали? Они категорически отвергли его кандидатуру с формулировкой "выступает против основ целовеческой цивилизации, а потому его взгляды нельзя поддерживать" или что-то в этом роде.

Reply

vyletongue October 20 2015, 18:46:13 UTC
Насколько я помню, речь шла о попрании общ. морали, а не об основах цивилизации, но неважно, именно это я и имел в виду.
"Не замечали" - имелось в виду, не выполнили свой долг, связанный с принуждением премии самым достойным из живущих литераторов. Так-то понятно, что они его знали, читали. а некоторые даже и любили.

Да, кстати, спасибо за эту группу, Kabat, хороший олдскульный металл.

Reply

vittal October 20 2015, 22:17:56 UTC
А зачем Толстому "премия"?

Reply

vyletongue October 20 2015, 22:59:08 UTC
а премия не Толстому. Нобель с самого начала не задумывался как классическая премия, целью которой является признание заслуг отдельной личности. Нобелевку дают за признание идей и наций. В лице Толстого Нобелевку бы получила русская литература Золотого Века, к которой Бунин не относится. Я уж не говорю о том, что в момент рассмотрения возможности выдачи ему премии (1904-1909, кажется), он бы самым великим и признанным из ВСЕХ живущих писателей, как к нему не относись. Последний великан ушедшей эпохи.

Reply

noname_rambler October 21 2015, 05:22:07 UTC
Толстому не дали нобеля ПРАВИЛЬНО. Исходя из критериев присуждения этой премии, а не наших с Вами личных (я люблю Толстого - как художника).

Reply

vyletongue October 21 2015, 12:42:05 UTC
О каких критериях идет речь? (можно также обратить внимание, что премию до войны давали и откровенным антигуманистам-милитаристам, типа Киплинга)

Reply

onedrey October 21 2015, 20:59:15 UTC
Критерий - самая выдающаяся работа идеалистической направленности (так в завещании). Так что оскорблять идеалы для кандидата как раз недопустимо.

Reply

vyletongue October 21 2015, 21:07:56 UTC
Метерлинку это не помешало получить премию при жизни Толстого. И вопрос попряния Толстым идеалов было тогда дискуссионным (поскольку его секта идеалистична, как ее первоисточник)

Reply

onedrey October 21 2015, 23:04:25 UTC
Толстой, бесспорно, идеалист. Но миссия определения, чья работа идеальной напраленности, а чья нет - в воле нобелевского комитета.

Идеалы - это такая очень субъективная штука.

Но важно, что нет такого, что надо присуждать самому великому писателю (ставшему классиком, установившему новые стандарты и все такое)

Reply

vyletongue October 22 2015, 00:20:58 UTC
Идеалы - это такая очень субъективная штука. Это либеральная точка зрения ( ... )

Reply

noname_rambler October 22 2015, 02:20:02 UTC
Кант у Вас попал в столпы "объективного идеализма" - по недосмотру или действительно так считаете?
Ну и христианство ... фишка христианства и его сила как раз в его сугубой субъективности - к сердцу, к самому потаённому в человеке.

Reply

vyletongue October 22 2015, 02:40:06 UTC
Это не "у меня", это мейнстрим, университетский курс философии.

В случае с кантом это наиболее очевидно по его откровенно ретроградскому анализу понятия "вкуса". Не принимал старик докатившиеся до отсталой Германии в английском пересказе французские теории о субъективности возвышенного, с опорой на Псевдо-Лонгина.
Если Вам хочется в этом разобраться, не тратя кучу времени на перечитывание критик, рекомендую первые главки "Истины и метода" Гадамера.

>Ну и христианство ... фишка христианства и его сила как раз в его сугубой субъективности - к сердцу, к самому потаённому в человеке.

И снова - "Ваше мнение" вс "мейнстрим"/ К тому же Вы не обратили внимание, что в моей исходной реплике речь шла не о религии, а об "идеалах", т.е. идеологии. Классическое христианство - это томизм, т.е. переработанный античный объективный идеализм.

Другое дело, что христианская мистика послужила отправной точкой для многочисленных сенсуальных и субъективных доктрин.

Reply

noname_rambler October 22 2015, 03:56:00 UTC
Вот именно, что курс. Я Гадамера не читал, но по прочтении Критики чистого разума сложилось впечатление, что Кант - агностик. А объективный идеализм начинается с того места в Пармениде Платона, где в основу философствования полагается безусловное Единое - ну и далее "Биг Бэнг", Вселенная появилась и закрутилась - вполне по Гегелю:)
А Кант возвращает нас к исходному скептицизму Сократа - "я знаю только то, что ..."
Кого вы тут выберете? - дело вкуса... :) вопрос как поставлен был две с половиной тыщи лет назад, так и стоит незыблемо.
Заслуга Канта (может быть, я ж Гадамера не читал:), что он очертил границы "объективного идеализма" - если в этом смысле...

Reply


Leave a comment

Up