Сидя в уютной питерской квартире, с удивлением вспоминаю наши сумасшедшие, насыщенные дни в Крыму и удивляюсь сама себе - как я всё это выдержала?! Ни дня без приключений! Впрочем был один день спокойный, но и тогда мне всё время казалось, что мы куда-то опаздываем, что-то упускаем.
Вчера, закончила на том, что вечером в пятницу 18 октября мы, вернувшись из Ялты, пили чай в гостиной и планировали - впереди выходные, а значит Володя отвезет нас в Сурб Хач.
Мужской армянский монастырь
Суббота была пасмурная и дождливая, но разве это обстоятельство сможет остановить людей, живущих в Питере. В связи с этим, вспомнила одно из давнишних путешествий с тетей Лидой в Углич. Было это в июле, но кто бы мог подумать, что в середине лета в этих краях может быть так холодно и дождливо! Даже наша квартирная хозяйка, будто оправдываясь, говорила, что готова вернуть нам деньги, если мы надумаем уехать. Я лишь напомнила ей, что мы из Питера, и она сразу же поняла - дождь нас не остановит))
Если честно, мелкий тёплый дождик лишь придавал дополнительного очарования и таинственности этим красивым местам. Володя привёз нас к монастырю, но сам пожелал остаться в машине.
Я уже бывала в этих местах, помню тогда захотелось привезти сюда и мужа. В прошлых своих постах уже писала о монастыре «Сурб Хач», название которого переводится с армянского как «Святой Крест». Монастырь очень древний - основан был в XIV веке - Ованес Себастаци (духовный предводитель армян Крыма) увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 га у генуэзцев и начали строительство монастыря. В историческом научном сообществе существует мнение, что монастырь был построен армянами как способ сопротивления генуэзцам, которые хотели обратить их в католическую веру.
В первый раз, когда я тут была, неизгладимое впечатление произвела на меня икона «Моргающий Иисус». Знаю точно, что в мире существуют только 3 списка с оригинала - один находится в монастыре Сурб-Хач, другой - в Грузии и третий в кафедральном соборе в Риме. Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови. Икона производит очень сильное впечатление на всех, кто увидел ее. Существует легенда, что когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце.
Место очень атмосферное. Монастырь действующий, сразу обращаешь внимание, что он больше похож на крепость: в те годы близость Крымского ханства несла дополнительную угрозу. Татары часто совершали набеги на монастырь, поэтому узкие окна в стенах больше похожи на бойницы, а ворота по ширине рассчитаны только на одного всадника. Маленький дворик перед входом в храм - это древняя оружейная. Прихожане перед молитвой в храме оставляли здесь свое оружие, чтобы не входить с ним внутрь.
Нам повезло - в храме были крестины!
В Армянской Церкви нет как такового иконостаса - в алтаре лишь одна икона Божьей Матери с младенцем. Алтарь отделяется от основного помещения храма занавесом. В христианской традиции иконостас появился только в VIII-IX вв. В этом смысле Армянская Церковь максимально близка к самым ранним христианским традициям. В храме также находится купель для крещения, место, где можно поставить свечу (здесь, в отличие от православных храмов, все свечи - и за упокой, и за здравие - ставятся в одном месте).
Крестины закончились, мы от души поздравили родителей и гостей, которые покидали храм. На некоторое время остались одни, было приятно посидеть в тишине и покое, пока священник собирал утварь после крещения...
Потом прошли во двор, где раньше располагались кельи монахов.
Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.
Рядом с кельями у монахов был отдельный вход в храм для того, чтобы меньше контактировать с мирянами.
Современному человеку трудно представить, как можно было жить в таких условиях.
Возле монастыря есть источник, мы набрали воды, а потом решили выпить горячего кофе с армянскими сладкими булочками. В этот день больше ничего не планировали. Просто вернулись домой, ужинали, смотрели фильм, общались. Назавтра у нас намечалась экскурсия в Коктебель, на винный завод. Решили, что поедем на трехчасовую. А с утра погуляем по окрестностям, посетим храм на Байбуге.
Так и сделали. Пришли, когда служба в Храме Агапита Печерского уже закончилась, поставили свечи, помолились, заказали молебен на 23 число. Два года, как нет с нами Анатолича...
Несмотря на то, что уже конец октября, во дворе храма всё цвело - розы, юка и ещё какие-то диковинные и очень яркие цветы.
Решили прогуляться к реке Байбуге. Черепах мы там конечно не увидели - они уже впали в спячку до весны.
Дома немного подкрепились, сели в машину и Володя повёз нас в Коктебель.
Завод марочных вин «Коктебель» - визитная карточка одноименного поселка. Предприятие выращивает на собственных плантациях более 25 сортов винограда, готовит высококачественные вина и портвейны, которые известны по всей России и за рубежом.
Мы оплатили экскурсию.
В ожидании фотографировались у входа. Наверное догадались, что за цифры на бочке?
Говорят, что в этом году отдыхать в Коктебеле было не интересно - реконструкция набережной и стройка! Именно тут, над возведением гостиницы работает Володя, муж сестры. Он привёз нас, а сам поехал проверить, как обстоят дела на объекте - у него там полным ходом идёт бетонирование.
Оказалось, что у нас эксклюзивная экскурсия, включающая в себя дегустацию. Милая девушка увлеченно рассказывала о заводе, о истории возникновения культуры виноделия в этих местах.
Оказывается, что развитие виноделия в регионе началось в 1879 году, когда в Коктебель переехал Э. А. Юнге - академик Петербургской академии. Юнге начал активно скупать земли у побережья и за несколько лет в его собственности оказалась внушительная площадь, на которой ученый решил разбить виноградник и построить винодельню. Бизнес не принес желаемых результатов и вскоре Юнге пришлось продать часть земли под дачи. После смерти академика дело продолжил его сын, но расширить производство ему помешала революция.
До Великой Отечественной войны виноградниками управлял винкомбинат «Массандра». После освобождения Крыма в 1944 году эта организация приступила к восстановлению завода и к концу столетия ей удалось расширить виноградники, построить завод «Коктебель», двухъярусное винохранилище, энотеку и новые цеха. Все это позволило превратить небольшую винодельню в крупное предприятие с полным циклом переработки.
Начинается экскурсия по заводу «Коктебель» с мадерной площадки, где хранятся дубовые бочки со зреющей мадерой. Кстати, это вино необходимо выдерживать целых 4 года! Мадера - это единственный в мире вид вина, который зреет не в прохладных подвалах, а на ярком солнце и очень любит кислород. Из-за такой технологии производства виноделы называют её «дважды рожденной солнцем».
Далее нас привели в тоннели, вырезанные в толще горы. В них находятся буты (огромные бочки с вином). Собственные виноградники предприятия находятся на площади около 1070 га. Емкостный парк для изготовления тихих вин - 5 млн литров, марочных, десертных и портвейнов - 6 млн литров.
Производственная мощность предприятия - 1,5 миллиона декалитров хранения вин. Коктебельское производство марочных вин имеет 5 тоннелей верхних хранилищ длиной до 60 метров и 8 тоннелей нижних хранилищ длиной до 120 метров. Было приятно, что для нас одних открывались секреты и цеха и тайны непростого ремесла виноделия...
Это бочку Феликсу Перикловичу Феодосиди подарил коллектив в честь семидесятилетия. Личность легендарная, ему даже страничка в Википедии посвящена! Этот человек, если хотите, символ завода. Работал виноделом с 1965 года. Проработал здесь всю жизнь, его не стало в 2022 году, сейчас на заводе работает его сын.
Бочка Феликса
Экскурсовод рассказала нам, что особенностью производства мадеры является выдержка в дубовых бочках на солнце. В первый год её помещают в специальный солярий - уникальное помещение со стеклянными стенами и стеклянной крышей. Летом температура в солярии поднимается до 60°C - именно так начинается формирование будущей мадеры. Зимой, если температура в солярии опустится ниже 0°C, нужную температуру поддерживают за счёт отопления. В солярии всегда витают яркие ароматы будущего вина.
Самые ценные сорта мадеры после созревания хранятся в специальном помещении под крышей, его тут называют «Мадерный парадиз». Это - знаменитая коктебельская коллекция, буквально золотой запас. Здесь также царит особая атмосфера и в воздухе витает сладковатый, с ореховой ноткой, аромат, говорят, что в виноделии это называется «доля ангела». Мне разрешили обмакнуть пальчик и лизнуть эту капельку. Это было божественно - вкусно, ароматно...
А ещё, нам показали знаменитую коктебельскую Энотеку - коллекцию вин, которая ведёт свою историю с 1972 года, когда из 6-го тоннеля нижнего подвала, где выдерживаются марочные десертные вина , в центральную галерею были вынесены буты и построены казы - домики для вина. В коллекции сейчас находится около 150 000 бутылок . Есть старожилы: это бутылки 1944 года. К тому же коллекционные вина представляют не только историческую, но и практическую ценность. Лучшие коллекционные напитки являются своеобразным эталоном для винодельческих предприятий, научных организаций, а так же на конкурсах вин.
Экскурсовод с гордостью рассказала, что идеальная мадера имеет ванильно-коньячные нотки. В букете - сухофрукты, в основном это абрикосы, персики, немного изюма и обязательно вяленая груша. Также есть аромат калёного ореха, солёного ветра и корочки чёрного хлеба
Короче, она так вкусно рассказывала, что мы поспешили на обещанную дегустацию!
Дегустация была вкусная, обстоятельная. Нам прочитали настоящую лекцию, видно было, что человек очень любит свой завод. И вы знаете, сейчас, когда узнала, как сложно делается вино, я вдесятеро зауважала этот божественный напиток.
Позднее сестра созналась, что терпеть не может дегустации, не любит сухое вино, а на мероприятии вела себя так, будто великий знаток и ценитель - та ещё актриса моя сестра))
А мне так очень зашло - я с удовольствием вдыхала ароматы, делала первый глоток, второй... Мои вкусовые рецепторы наслаждались вместе со мной... А в конце была та самая Мадера, её оказывается ещё называют коньяком для женщин. Я её поняла - ощутила, приняла! Теперь это МОЙ напиток))
Весёлые, потому что навеселе и довольные, потому что экскурсия была великолепна, мы вышли во двор и увидали вот эти ёмкости для вина, которые напоминали космические корабли.
Всё-таки здорово, что экскурсия была для нас троих. В сезон они многолюдные, как сказала экскурсовод до 50 человек, и наверняка не столь обстоятельные.
На обратном пути зашли в фирменный магазин, прикупили бутылочку Мадеры к новому году. Вот стоит в серванте - ждёт своего часа. И я жду с нетерпением - знаю, будет вкусно))
А на обратном пути Володя отвез нас на гору Коклюк к месту, где нашему взору открылась гигантская белая ротонда из трёх античных колонн с большими синими буквами, сложившимися в слова - «Звездопад воспоминаний», она появилась на вершине горы в 1956 г. и тогда носила название «Беседка ветров». Пол в строении был отмечен изображением розы ветров. Движение воздуха в горах возле Коктебеля необычно, здесь часто встречаются так называемые восходящие потоки.
Ветер был невероятно сильный, мы ненадолго покинули машину, жаль, что погода не позволила побыть там подольше. «Звездопад воспоминаний» завораживает красотой открывающегося вида. Однако уже начало темнеть и туманно. В следующий раз непременно сюда приеду, чтобы рассмотреть получше.
Вот так прошли шестой и седьмой дни нашего отпуска. Впереди было ещё целых четыре дня, и планов громадьё!
Ваша путешественница
bogybogovo 12/11/2024