В Питере сейчас замечательная поздняя осень. Снега пока не видели, если не считать те пару раз с дождём. Пусть лучше зима не торопится, успеем ещё насмотреться.
В субботу вдвоём с мужем были на даче. Мы теперь всюду вдвоем, потому, как у Насти появился замечательный друг, ей нынче не до нас. А мы и не сетуем, молодым - молодое. На даче муж реанимирует раритет. УАЗ Патриот, что последние 10 лет исправно возил нас в карельские дали, обветшал изрядно. Причем в смысле двигателя там все хорошо, а вот корпус просто растаял во многих местах. Наш автопром гениально лепит дорогущие машины из железа необработанного ничем, вот оно и ржавеет за несколько лет эксплуатации. Теперь муж срезает ржавое, клепает новое, обрабатывает, красит. Потом навесит новые крылья, покрасит и можно будет ещё несколько лет поездить... Я её слепила из того, что было...
Я же, пока муж занимается ремонтом ласточки, обеспечиваю уют, полноценное питание, топлю камин, смотрю фильмы. Хорошо, что на даче есть устойчивый интернет.
Вечером в субботу вернулись домой, где нас ждали собачки. За ужином ненавязчиво спросила мужа, мол куда он собирается пригласить меня в воскресенье? По всему было видно, что он не был готов. Однако, после короткого размышления изрёк: "Эрарта!" Чем несказанно обрадовал меня. Люблю этот музей, к тому же сейчас открылось несколько любопытных выставок. С удовольствием!
Очень правильные слова, очень... К сожалению, некоторые мои знакомые достаточно категорично заявляют, что не разбираются в искусстве, а тем более в современном. Удивительно, что при этом даже и не пытаются попробовать его понять, категорически не желают ходить в музеи. Мне это странно, обидно за них, невероятно печально, что люди добровольно обедняют свою жизнь, лишают себя возможности испытать такие потрясающие эмоции.
С удовольствием смотрю любые фильмы, снятые в Петербурге, особенно если они постоянно показывают мой город. Именно за это обожаю сериал "Тайны следствия". За просмотром таких фильмов всякий раз приходит в голову - какие счастливые люди живут в этом городе, ведь они могут видеть его каждый день! При этом сама себе завидую, что я одна из них! Конечно, есть места с климатом получше, но точно нет прекраснее. Мою жизнь переполняет бесконечность возможностей, которые может предоставить Петербург. Живу тут всю жизнь, но понимаю, что так и не успею до конца исчерпать его великолепие.
В Эрарте есть одна картина "Спас нерукотворный" художника Вячеслава Михайлова, она меня особенно притягивает, возле неё я могу долго находится, а если расфокусировать взгляд и длительно смотреть на неё, то в голову приходят разные мысли
"В Бога можно по-разному верить. О нем можно бесконечно думать. Он охватывает все и везде, присутствует, как самое главное, ни в чем не умещаясь. Это - самое огромное, единственное явление в мире. Кроме этого - ничего нет."
Раз уж начала с этой темы, вот ещё любопытный проект "Тайная вечеря" Павла Гришина. Инсталляция хранится в музее с февраля 2011 года, тогда эта работа стала победителем конкурса "Арт-объект в пространстве современного музея". Замечательная находка художника, а гигантский терновый венец и слегка облупившийся потолок довершают ощущение узнаваемости.
В собрании музея Эрарта хранится первый опыт деревянной скульптуры художника из Казани Анфима Ханыкова - работа «Распятый Шива». Религиозный сюжет трактуется в неожиданном ключе. Я читала, что замысел работы появился у художника во время путешествия по Индии и знакомства с буддизмом. На самом деле Анфим является верующим православным, но буддистское восприятие Христа как одного из воплощений богов не показалось ему ни шокирующим, ни оскорбительным. Под впечатлением и от соприкосновения с новой культурой вероятно и появился «Распятый Шива», совмещающий в себе главный христианский символ - распятие и - изображение многорукого бога. Основной замысел своей работы автор формулирует так: «Шива как символ невыносимой легкости бытия, распятый в Удмуртии на невидимом кресте самоотречения и жертвы». В этой скульптуре, мне видится, произошло скрещивание двух религиозных традиций. Думаю, что этот яркий художественный образ, транслирует важные для многоконфессиональной и многонациональной России идеи равноценности культур.
Время от времени общественники пытаются обвинить музей, вернее даже некоторые экспонаты в экстремизме. Например, картину Савелия Липницкого "Нары" с нацистской символикой. Но музей на подобные обвинения отвечает, что принципиально избегает политических, религиозных и иных диспутов, пропагандируя полную толерантность. Эрарта является глубоко гуманистическим проектом, пронизанным любовью и уважением к людям.
Вот ещё на злобу дня картина гродненского художника, написанная до того, как всё произошло, "Фестиваль" называется. Картина эта, как мне кажется, о контроле, контроле постоянном и беспрекословном - цифровом, физическом, моральном. Дополняет и даже усиливает ощущение контроля граффити, что на стене ниже. И не понятно было ли это граффити задумкой автора, или неформальные посетители музея сделали его на стене, а музей решил так оставить.
Любопытная инсталляция "Трапеза" Андрея Филиппова. Множество мыслей и образов вызывает она. Вероятно указывает на символ вечности, главное христианское таинство - трапезу Тайной вечери, первую Евхаристию, в пространстве которой вечная жизнь возможна только через умерщвление тела Спасителя.
И Ленин, такой молодой, хоть замуж опять выходи. Это работа Дмитрия Яновского из цикла "Стены". "Светлый лик вождя", как раньше принято было называть портреты Ленина, как бы проступает сквозь наслоения времени. И ведь никто и ничто не укроется от его недоброго прищура, как не замазывай...
Грабли и лопата свалянные из шерсти, выглядят достаточно реалистично, а рядом висит замечательная картина Анатолия Гриневича "Русские идут", выполненная в технике мозаичных панно, украшающих центральные станции московского метрополитена. Наверное не просто так вместо красных знамён над головами женщин-марионеток развиваются ковры. Становится ясно, что в этом празднике ликующего однообразия только ковры демонстрируют разнообразие и неповиновение системе...
Ну это понятно - все за!
Не забивайте себе голову.
Ну и бесподобная "Баба с яйцом"! Фигура выполнена в человеческий рост, мощная, лоснящаяся от пота женщина, практически обнаженная, зато наглухо повязана платком, из-под которого смотрит уставшая, настороженная женщина. Взгляд коровы, которую забыли подоить, извините)) А яйцо? Пасхальный символ воскресения... Однако, в данном контексте заставляет пошло подумать, хорошо, что только одно.
Забавные, я бы сказала даже нахальные работы Василия Слонова из серии "Welcom to Sochi 2014".
Мощная инсталляция Сергея Караева "След червя", на обеих картинках есть люди, да-да на левой тоже! Присмотритесь.
Совершенно прелестная вещь - девочка и черепаха на зебре. Картина "Переход" автор Галина Хайлу. Серый асфальт в белую полоску напомнил мне арестантскую робу, а серое же лицо девочки вызвало тревогу.
Этот вид мне очень знаком. Из окон Михайловского замка часто наблюдала его, когда работала в нём. На картине Валерий Вальран попытался изобразить Кленовую улицу. Супруг сделал вывод, что когда художник рисовал жёлтый дом справа, то наверное уже устал, отчего поленился рисовать шесть окон, как на доме слева. Вообще-то они, на сколько я помню, абсолютно одинаковые))
Есть в Эрарте кафе, есть и ресторан. Поскольку обедать было рано, решили выпить кофе с самыми вкусными в Питере пирожными.
Ну вот, теперь Эрарта внутри нас.)) Эклеры бесподобны! Свидетельствую)) Один был ванильный, а другой миндальный, очень настоящий крем внутри, ну и кофе тоже вполне достойный.
Сделали селфи у зеркала со светящейся надписью и отправились по временным выставкам гулять.
Есть в Эрарте магазин сувениров, выставлены там и экспонаты на продажу. Цены конечно космические, но мы зашли просто ради любопытства. Очень приглянулся столик на ножке из цепи. Муж обещал мне такой-же смастерить)) Довольно оригинальная идея.
Цен не помню, но почему-то запомнилось, что эта оригинальная статуэтка под названием "Лебединое озеро" продаётся за 80 000. В уме сразу сложилось/разделилось - это 7, 27 размеров моей пенсии. Вообще, понимаю, что искусство - оно бесценно и смешно сравнивать какую-то пенсию с шедевром.
Вот ещё забавный экземпляр стоимостью примерно пол миллиона...
Выглянула в окно, а там ноябрь, обычный петербургский ноябрь.
Потрясающе нежные героини, сочетающие в себе кровожадность и кротость. Выставка работ Николетты Чекколи в пространстве Эрарты действует с сентября, хорошо, что мы успели её посмотреть.
Работы, в которых проступает аутентичная жестокость народной сказки. Николетта Чекколи более двадцати лет иллюстрирует детские книги. В 2001 году она была даже отмечена престижной премией им. Х. К. Андерсена как лучший иллюстратор года. Несмотря на то что на счету автора десятки персональных выставочных проектов по всему миру, в России выставка художницы происходит впервые.
Условный кукольный мир, где разворачиваются придуманные художницей сюжеты, напоминает сцену. Здесь разыгрываются недетские страсти: перед зрителем проливаются моря клюквенной крови, а главная героиня упивается собственным одиночеством и меланхолией.
Девочки, которым повинуются мышки, рыбки, птички, взаимодействуют с миром животных куда лучше, чем с миром себе подобных. Исходящий от героинь свет никого не греет, в нем нет радости. От него неуютно и холодно, словно держишь в руках кубик льда.
Авторская сказка Николетты Чекколи не объясняет мир, а рождает лишь новые вопросы: кто все эти героини и что ждет нас в финале?
Люблю бывать в Эрарте ещё и потому, что в нём всегда уютно, чисто и удобно. Здесь даже туалет выглядит, как инсталляция. В Петербурге имеется несколько частных музеев, и все они безупречны, в отличии от музеев государственных. Это во мне опять заговорило больное - начались сравнения с Русским музеем. Не отпускает боль за судьбу полотен, находящихся там. Грязь и неподходящий климат убивают произведения искусства, а нерадивость и алчность руководства усугубляют проблему. Если бы тогда не посчастливилось работать в таком месте, наверное никогда бы и не задумывалась об этом. Всё равно, как посмотрев ужасный фильм, хочется "развидеть" увиденное... Иногда думается, что лучше бы мне там вовсе не работать и не знать всех этих кошмарных подробностей.
Ник Визи - британский художник и фотограф. Он знаменит своей привычкой открывать тайные смыслы совершенно привычных для нас вещей при помощи рентгеновских лучей.
Это очень интересно, поскольку автор адаптирует отсвеченные кадры под себя и свои видения. Тем самым Ник Визи хочет показать зрителем о том, каков наш мир изнутри и что происходит там, куда человеческий глаз не может пробраться.
Он осуществляет обнажение совсем разных предметов - от женской сумочки до машин и самолетов. Здесь есть на что посмотреть!
По мнению автора, электромагнитные волны позволяют увидеть вещи такими, какие они есть, - без прикрас и искусственных наслоений восприятия. Мастер убеждён: рассматривая внутреннее строение предметов и живых существ, можно в полной мере оценить их совершенство.
Очень понравилась выставка работ Лоры Малышевой.
Когда-то художница начала экспериментировать с горячей эмалью - техникой, требующей огромного терпения и труда. Свойственные эмали интимность и лиричность звучания привнесли в творчество Лоры Малышевой ощущение легкости бытия.
Насыщенный и яркий цвет, добытый жаром обжиговой печи, мерцает, словно солнечный блик на водной глади. Световой поток струится по плоскости, сверкают снежные шапки гор, сквозь синие грозди винограда поблескивает розоватая медь.
Прямодушный символизм не требует расшифровки: несмотря на очевидное родство с эстетикой Возрождения, работы Лоры Малышевой не экзаменуют меня на насмотренность. Просто можно смотреть и удивляться, смотреть и наслаждаться.
Заглянули на выставку фотографий Николая Эндегора. Он, кстати, доктор технических наук, автор монографий и научных статей по анализу данных и автоматическому распознаванию образов.
В объективе автора живые и неживые предметы наполняются эротизмом, особой притягательностью. Этот эффект рождается из подчеркнутой природной изогнутости форм, которую тонко подмечает фотограф: подобное основано на подобном и множится до бесконечности.
Кстати, в музее множество интерактивных зон, где можно посмотреть фильм, прослушать лекцию, либо увидеть и послушать авторов работ. А ещё существует порядка восьми комнат U-space. Это восемь разных эмоциональных пространств, которые вызовут у вас ассоциации и воспоминания, заставят задуматься о прошлом, настоящем и будущем. Но это за отдельную плату. И мы обязательно посетим их тоже.
Билеты в музей мы купили по интернету, каждый стоил 1000 рублей, в одной из касс смогли зарегистрироваться. Нас сфотографировали, и теперь целый год сможем свободно посещать все выставки, ходить хоть каждый день. Для прохода надо будет лишь подойти к камере в месте пропуска, посмотреть в неё несколько секунд, система узнает и автоматически откроет проход. Впереди зима, а значит будет время для музея, непременно ещё не раз придём. Нам здесь было хорошо!
Однако, время обеда. Заранее договаривались, что поедем в "нашу квартиру" по адресу 16 линия, дом 73, квартира 46. Когда-то мы тут жили, а сейчас располагается кафе! Я стою у окна нашей бывшей спальни.
Кафе, как и многие в Питере, узбекское. И по-моему не узбеки тут были мы одни и по-русски мы одни говорили, будто произошло краткое путешествие на восток.
Едим прекрасную шурпу из баранины с хрустящим лавашем, пьём крепкий черный чай - отдыхаем. Сидим на том самом месте, где когда-то стояла наша кровать - вспоминаем. Да, 22 года здесь прожито... Есть что вспомнить...
Вот такие осенние выходные получились. Как я люблю эту позднюю осень... Люблю даже за свои порой возникающие провалы в настроении, за беспокойство и депрессии. Просто у меня есть прекрасное, действенное лекарство от всего плохого - моя семья! Вместе мы непобедимы.
bogybogovo 16 ноября 2021