Вчера была пятница, для нас, христиан, страстная, в Израиле же выходной - праздник Песах, его последний день.
Пока мои домочадцы отсыпались после трудовой недели, я по обыкновению встала пораньше и сама приготовила себе завтрак.
Через некоторое время постепенно начали просыпаться и остальные. Марина приготовила для всех завтрак, а для меня это был уже ланч. Поскольку впереди нас ждали два выходных - пятница и суббота (обычно израильтяне отдыхают только в субботу), мы решили куда-нибудь поехать. Не хотелось ехать туда, где будут все, поэтому мы выбрали место, где не будет никого...
Пока все собирались, я спустилась во двор и поджидала их. На улице жарко, около +30 и хамсин, такой удушающе-сухой, жестокий. Над морем нависла пелена мельчайшего песка, это душное покрывало наплывает и на город, делая людей больными, раздражительными. Если есть возможность, то лучше отсидеться дома или уехать от него подальше. Мы уезжали в центр Верхней Галилеи, где на вершине горы, на высоте 900 метров, возвышаясь над хамсином находится город Цфат. Я много раз уже бывала в этом городе, но говорят, чтобы проникнуться загадочным духом Цфата, надо бесконечно постигать этот древний, с историей в более чем 2000 лет город...
По пути в Цфат мы решили заехать в ещё одно интересное место. Мы свернули с шоссе в сторону друзской деревни Хурфейш, за ней находится святыня, которая называется Неби Сабалан. Друзы считают, что там, в маленькой пещерке похоронен библейский Завулон, один из 12-ти сыновей праотца Иакова. Кто же такие эти друзы? Друзы исповедуют единого Бога, так же, как иудеи, христиане и мусульмане. Друзская религия появилась в результате раскола радикального направления шиитского ислама около 1000 лет назад.
В Израиле друзы получили статус отдельной религии. Мы мало знаем о друзской религии, поскольку она тайная, только для своих. Известно лишь, что друзы верят в переселение душ. Они уверены, что душа умершего друза переселяется в новорожденного друзского младенца, поскольку количество друзских душ строго ограничено, они не принимают посторонних в свою религию и не вступают в смешанные браки. Одной из главных заповедей друзов является верность стране, в которой они живут.
У друзов есть священные книги, доступные только тем из них, кто прошел специальную подготовку. Эти посвященные читают их в своих молельных домах - хилве. Написаны они по-арабски, но разными цветами. Не зная тайны цвета нельзя понять сокровенного смысла этих религиозных текстов. А тайну эту они свято хранят.
Для друза перейти в другую религию невозможно, друзом надо родиться. Друзом считается тот, чей отец и мать - друзы. Также невозможны браки между друзом и представителем другой религии.
А вот эта фотография напоминает мне кадры, которыми начинался сериал "Санта-Барбара".
Друзская традиция отождествляет Наби Сабалана с Завулоном, сыном Иакова. Эта традиция приписывает Наби Сабалану строгость, аскетический образ жизни и посвящение всего себя поклонению Богу. Наби Сабалан отправился из Египта в Хеврон, чтобы убедить язычников поклонятся единому Богу, но из-за гонений вынужден был бежать в Галилею.Тут он поселился в пещере на горе Звуль, где, ведя жизнь аскета, посвятил всё время изучению Святого Писания. В конце жизни Наби Сабалан перебрался в деревню на склоне Джебел Друз (гора друзов), где и умер. Друзы построили вот этот комплекс на горе Звлун, и в нём ежегодно 10-го сентября проходят празднования, в которых участвуют тысячи друзов из окрестных селений и отдалённых местностей.
Они приходят к гробнице пророка, чтобы помолиться за здоровье своё и близких, а также по случаю рождения сыновей.
Было довольно жарко и мы все время искали тень, нашли её например под оливковым деревом...
Мы любовались роскошными видами на горный массив Мерон, высшей точкой которого является сама гора Мерон (1208 м).
Кстати, гора Мерон - вторая по высоте вершина в Израиле, после горного массива Хермон, к тому же гора Мерон - одна из самых дождливых частей страны. Зимой там почти всегда есть снег, а это для Израиля очень большая редкость.
Внизу, в долине паслись коровы, только применив зум в фотоаппарате, я это поняла... А вначале показалось, что это козы или овцы. Вдоволь налюбовавшись, мы сели в машину и отправились дальше, путь наш лежал в город Цфат.
Цфат - один из четырех святых городов Израиля, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией.
Цфат был пуст, потому, что в такой день в этом религиозном городе на машинах не ездят, закрыты все магазины и рестораны, лишь редкие прохожие попадались нам навстречу. Уверена, что мы были единственные туристы во всем городе... Однако и камнями нас никто не закидал, как лет 15 назад, когда мы в шабат случайно заехали в религиозный квартал.
Мы всегда оставляем машину на этой площади, возле Сарайи, где давно, примерно 300 лет назад жил-был сын одного бедуинского шейха, а шейх тот был могущественный, имел огромное влияние во всей Галилее, владел областью Сафед (Цфат). Кстати, звали его Дахер (Дагир) 3ахир аль-Омар. В 1750 году этот самый Захир аль-Омар захватил Акко и сделал его центром своих владений. И вот как-то раз выбрал этот шейх, высокий холм в Сафеде и построил на нем этот самый дом для своего сына Али, который к тому времени был уже губернатором Сафеда.
Впоследствии турки, захватив власть в свои руки, захватили себе и дом в Цфате. В "Сарайе" разместилась турецкая администрация и по сути, это стало турецким постоялым двором (хан). А в конце 1900 года к нему пристроили часовую башню, такую же, как в Хан Уль Амдан в Акко.
Мы прошли внутрь двора, огляделись...А вот дальнейшая история здания уже напрямую связана с историей самого Цфата. Сначала ее заняли британцы, потом арабы. А 4 января 1948 года пришли бойцы Лехи и взорвали здание. Удар был нанесен конечно не по историческому зданию, а по арабскому командованию.
После окончания войны за независимость, "Сарайя" была восстановлена и перестроена. Сегодня это городской культурный центр со своей синагогой, ульпаном и даже консерваторией.
Внутри довольно уютный дворик. А на этой фотографии пень, обычный пень от обычной пальмы.
На газоне уютно расположились столик и скамейки для отдыха.
А из галереи, когда выходили, мы могли рассмотреть площадь, где оставили свою машину.
По периметру площади, на газоне росли яркие солнечно-желтые цветы.
Мы немного полюбовались на них и отправились бродить по пустому Цфату, сегодня он принадлежал только нам.
"Три вещи покорили мое сердце в Цфате: синие небеса, синие стены домов и твои синие глаза!" так писал в письме своей возлюбленной Шломо Молхо, сначала марран, потом раввин, а потом лже-мессия.
Синий цвет очень любим жителями города.
И не говорите, что он голубой, любой еврей скажет, что он синий!
Почти из каждой улочки мы могли видеть горы.
В Цфате находятся самые известные в еврейском мире синагоги. Причем все они имеют свою особенность - они повернуты не на восток, как принято, а на юг, поскольку Мессия в Цфат должен прийти с юга, и жители верят, что из окон этих синагог они увидят его первыми. Самые старые синагоги расположены в еврейском квартале. Каждая по-своему знаменита и овеяна легендарной славой.
Из города открывается красивый вид на озеро Кинерет на юго-востоке, Средиземное море на западе и на покрытую снегами вершину горы Хермон на севере.
Но в этот день из-за хамсина видимость была плохая. Но от этого виды были волшебные.
Для моей больной ноги в городе не самый лучший рельеф: всё время приходилось то спускаться вниз, то подыматься вверх. Но от того, что я опять видела эту красоту боль будто уходила, отпускала.
Мы часто останавливались, отдыхали, любовались горами.
Город был абсолютно пуст, это было так необычно...
Цфат - город художников, и мне понятно почему даже на дверце металлического технического шкафа была настоящая картина, иначе она бы портила красоту окружающего мира.
Голубой цвет - доминирующий цвет Цфата: в голубой покрашены каменные заборы, ступеньки, дома, ставни, двери.
Считается, что голубой цвет отпугивает нечистую силу. Некоторые полагают, что это от дурного глаза. Другие - что дьявол, проносясь в небесах, без конца поглядывает вниз и ищет, куда бы приложиться, чтобы напакостить, а выкрашенный в голубой цвет Цфат принимает за озеро и пролетает мимо.
Одна из легенд так и гласит: чтобы отвлечь внимание Сатаны, который может пролетать над городом, жители выкрасили ставни окон, двери и калитки в синий или голубой цвет, так чтобы Сатане казалось, что он пролетает не над поселением, а над голубой водой Кинерета. Жители Цфата верят, что с тех давних пор зло не спускалось на город и продолжают красить.
Мы с удовольствием прошлись по кварталу художников. Все лавки были закрыты и потому мы просто гуляли.
Любовались скульптурами.
Узнаёте? Это Давид, играющий на арфе...
Устали, присели в тени отдохнуть...
Израильтяне очень любят все украшать своим флагом.
А вот эти ромашки растут тут всегда, всякий раз, когда я бываю в Цфате я их вижу, они посажены прямо под кондиционером, с которого капает конденсат и увлажняет почву, видимо оттого они так пышно цветут.
Сегодня этот тихий пустой город стал для нас художественной выставкой. Нам никто не заслонял витрин, не мешал рассматривать то, что в толпе и не разглядишь.
Скульптуры оставляли на стене причудливую тень.
Вывеска на магазине сувениров сама выглядела, как сувенир.
Красота, тишина и спокойствие окружали нас.
Мы наслаждались этим покоем.
Никогда я ещё не видела Цфат таким.
А вот в этом месте призошло забавное происшествие... Я попросила Алешу сфотографировать меня в перспективе пустой улицы. Я и не заметила, что по ней шел мужчина в национальной одежде.
Я увлечённо позировала и так и сяк, а он оказывается, наблюдал за мной и пристроился рядом.
Смешной мужичок, хоть и еврей))
Ну наконец он ушел и фото, как я хотела получилось))
Бесконечные спуски и подъемы меня утомили и я присела отдохнуть на голубое крыльцо.
София начала уставать и требовала еды.
Мы ей пообещали, что обязательно съездим куда-нибудь к черкесам пообедать.
Но все-таки нужно было ещё дойти до машины.
По пути я все время фотографировала, мне очень хотелось показать вам этот город таким, каким его вижу я сегодня.
Здесь лимоны и мандарины свисают прямо с неба.
Однако, в этом городе должны жить только здоровые молодые люди, потому что преодолевать такие лестницы приходится постоянно.
Конечно, мне этот город очень нравится, но он мне увы не подходит...
Эта центральная улица в любой другой день была бы заполненна машинами, пестрой разноязычной толпой, а сегодня здесь так тихо...
Гуляли мы уже долго и потому все устали и проголодались. Решили таки махнуть в черкесскую деревню Рейхания, что в восьми километрах севернее Цфата. Алексей позвонил в ресторан, узнал, что они сегодня точно работают.
Рейхания - одно из немногих селений, где и по сей день, проживают черкесы - потомки военных переселенцев с Кавказа, трепетно хранящие свою культуру, обычаи. Как и встарь, черкесы славятся своим необыкновенным гостеприимством.
Мы просторно раположились на красных диванах за уютным столиком, нам сразу же принесли меню.
И воду, которую в Израиле подают всегда в любом заведении бесплатно.
Невозможно получить полное представление о народе, не попробовав национальной кухни. Среди огромного разнообразия блюд стоит попробовать именно чебуреки, уверенна, что только здесь можно ощутить их настоящий вкус. Невероятно вкусные были так же хумус и тхина. Мы очень сытно пообедали, отдохнули.
Когда мы подъезжали к Хайфе, солнце уже клонилось к закату. Прекрасный был день, необычный...
Правду сказать для меня в Израиле все дни такие. Не зря же я целый год жду этих встреч...
bogybogovo 07/04/2018