Я уже
писала про «Илиаду», теперь хочу поговорить про её экранизации.
Фильм «Гнев Ахилла» итальянского режиссёра Марино Джиролами, 1962 год. Ахиллеса играет Гордон Митчелл: высокий, мощный, с суровым лицом спортсмена и воина. Между прочим, участник Корейской войны.
Нельзя сказать, что сражения в фильме выглядят очень реалистично: белые плащи троянцев даже не запятнаны кровью после битв. И всё же во многих моментах древность раскрывается перед зрителем в своей неприглядности, без подгонки под изменившуюся мораль.
Начало. Идёт десятый год войны. Греки разграбили всё побережье вокруг Трои. Нам показывают захват города Лернеса: огонь пожаров, крики мирных жителей. Чуть позже победители делят награбленную добычу… И - с усмешками - взятых в плен женщин.
Вот тут и происходит завязка сюжета. Ахиллес выбирает себе в рабыни Брисеиду. Патрокл - её подругу Ксению (в первоисточнике этого персонажа нет, но здесь она сыграет свою роль). Агамемнон берёт себе Хрисеиду, дочь жреца.
Одна из главных тем фильма - судьба. Гектор знает от оракула, что умрёт от руки Ахиллеса. Неуязвимый Ахиллес знает, что будет убит вскоре после смерти Гектора. В разговоре с Брисеидой герой раскрывает душу: «Другие могут надеяться, что выживут, покинут Трою и вернутся на родину. Но не я. И потому я прошу вина, прошу твоей красоты, чтобы забыться». Как ни странно, гордая пленница, которая минуту назад пыталась убить Ахиллеса ударом ножа в спину - проникается этой речью.
Боги здесь берут себе меньше хронометража, чем в первоисточнике, но всё же активно вмешиваются в жизнь людей. Жрец Хрис молится Апполону - и бог не только отвечает ему, но и даёт дары для выкупа дочери. А потом насылает мор на греков. Воины падают и корчатся от невидимых стрел.
И дальше всё происходит по Гомеру. Агамемнон соглашается отдать жрецу Хрисеиду, но взамен требует Брисеиду. Ахиллес ничего не может с этим сделать… И впадает в гнев. Да, гнев Ахиллеса показан во всей красе. В ярости герой крушит всё в своём шатре и, через некоторое время, напивается до потери сознания - что для порядочного грека, вообще-то, немыслимо.
Патрокл берёт доспехи Ахиллеса не с его разрешения, как у Гомера, а тайно, пока герой лежит в отключке. Когда юноша гибнет - Ксения оплакивает его.
Ксения с самого начала противопоставляется строптивой Брисеиде. Покорная судьбе, она как будто даже рада плену и моментально влюбляется в своего хозяина Патрокла. Их любовная линия заканчивается гибелью обоих.
Что до Ахиллеса и Брисеиды - Агмемнон возвращает герою его рабыню, но это уже не имеет значения. Патрокл убит, и гнев Ахиллеса обращается на убийцу, на Гектора.
Акцент на ужасе войны. Патрокла оплакивает Ксения, Гектора - Андромаха. В предпоследней сцене Приам склоняется над телом Гектора рядом с пепелищем от погребального костра Патрокла.
И другой фильм - «Троя» 2004 года, режиссёр Вольфганг Петерсен, США. Начну с очевидного: бюджет намного больше, да и техника киносъёмок сильно продвинулась, не говоря уж о том, что Голливуд всегда делает упор на зрелищность. Костюмы, декорации, постановка батальных сцен - всё впечатляет. Между прочим, «Оскар» за дизайн костюмов.
От Гомера мало что оставили. Война продолжается вместо десяти лет - от силы недели две. Хриса и Хрисеиду вообще убрали. Брисеида почему-то дочь Приама, хотя имя «Брисеида» означает «дочь Бриса». Агамемнона и Менелая убили на троянской войне, хотя у Гомера они вернулись на родину живёхоньки.
Но посмотрим на самое интересное.
Ахиллеса играет красавец Брэд Питт. Уже в первых сценах мы видим этакого бунтаря и раздолбая, который плевать хотел на царей. Но Агамемнон его терпит, потому что Ахиллес действительно очень крутой воин.
Гектор больше всего любит свою родину и своего младшего брата Париса. А Парис любит Елену, жену спартанского царя Менелая. И когда Парис её похищает - перед Гектором встаёт трудный выбор между любовью к брату и любовью к родине. Догадайтесь, что он выбрал.
Ахиллесу, как уже было сказано, плевать на царей, и Менелай с Агамемноном, чтобы убедить его идти с ними войной на Трою, посылают к нему… Кого? Правильно: хитроумного Одиссея. Одиссей тут реально самый умный персонаж, это хорошо показали. Он говорит Ахиллесу, что троянскую войну будут помнить в веках, и её участники навеки прославят свои имена. Эти слова оказываются убедительными для героя.
Это, как мне кажется, одна из главных идей фильма: возможность оставить память о себе. Не случайно в самом начале закадровый голос произносит речь на тему того, что вот будут ли потомки через много лет помнить о том, как мы жили?
Вмешательства богов нет совсем. Всё, что происходит - происходит по воле людей. Единственный момент, когда Судьба подаёт голос - разговор Ахиллеса с матерью, которая здесь выглядит не как морская богиня, а как обычная женщина. Мать говорит Ахиллесу, что у него есть выбор: остаться дома и прожить долгую счастливую жизнь и быть забытым - или уйти на войну и погибнуть, но обессмертить своё имя. Как видим, в фильме уже не первый раз появляется идея выбора, чуждая древним грекам, но близкая для современных зрителей.
И Ахиллес, и Гектор скептически относятся к богам. Гектор из-за этого часто спорит со своим отцом Приамом, полностью доверяющим жрецам. «Боги не будут воевать за нас», - реплика Гектора. Ахиллес же, прибыв к Трое, первым делом приказывает разграбить храм Апполона и отрубает голову статуе бога.
В разговоре с Брисеидой он и вовсе произносит слова, вряд ли возможные в устах древнего грека: «Боги завидуют нам, потому что мы смертны. Любой момент нашей жизни может стать последним. Жизнь ярче и прекраснее, когда она конечна».
Посмотрим на тот эпизод фильма, который был завязкой «Илиады» Гомера. Напоминаю, Хрисеиды здесь нет. Так что Агамемнон забирает себе Брисеиду просто потому, что она ему приглянулась. Брисеида - не любимая рабыня Ахиллеса, а пленница, только что захваченная его воинами. Ахиллес едва успел на неё взглянуть. Но для Ахиллеса-бунтаря этого поступка Агамемнона оказывается вполне достаточно, чтобы обозлиться и отказаться от участия в войне.
Бой Менелая с Парисом. Хочу сказать, что мне этот момент понравился. Парис - мальчишка, который прежде не воевал; он отчаянно пытается быть храбрым, несмотря на то, что боится боли и смерти. Начало поединка нам показывают его глазами - через щель шлема, и это действительно заставляет почувствовать себя на его месте.
А вот исход поединка лишний раз доказал, что создатели «Трои» очень вольно обращаются с первоисточником и что Гектор в этом фильме любит своего брата больше, чем свою родину.
Ещё один интересный момент. В греческой мифологии Троянская война началась из-за Елены. Реальная война, если она была, имела под собой совсем другие, политические основания. В фильме объединили то и другое. Если Менелай начинает военный поход чтобы вернуть жену, то для Агамемнона похищение Елены - только формальный повод, чтобы попытаться захватить Трою.
Юный Патрокл - не просто друг Ахиллеса, а его названый брат. И, похоже, единственный человек, которого герой по-настоящему любит. Как и у Джироломо, юноша берёт доспехи тайно от Ахиллеса. Гибель Патрокла вызывает у Ахиллеса неудержимую ярость - только тут мы видим то самое «Гнев, богиня, воспой…»
Заканчивается фильм разрушением Трои и гибелью Ахиллеса от стрел Париса, мстящего за Гектора.
Акцент в «Трое» - не столько на ужасе войны, сколько на героизме её участников. Война заставляет человека проявить, реализовать себя. Как и любовь. «Я была тенью», - говорит Елена о времени, когда не знала Париса.
И ещё один любопытный момент. Фильм 1962 года проходит тест Бехдель, фильм 2004 года - нет. В «Гневе Ахилла» есть Брисеида и Ксения, они говорят друг с другом, и говорят не только о мужиках. В «Трое», кажется, нет ни одного полноценного диалога между женскими персонажами.