Оттенок формы

Dec 12, 2011 20:52

     -  Представьте  себе  зонт.  -  говорил  наш преподаватель.  -  У  него  есть  каркас  -  железные  спицы,  и  на  них  натягивается  ткань.  Точно  так  же  вы  должны  натянуть  вашу  скульптуру  на  воображаемую  форму.  Понимаете,  как  ткань  на спицы!
    Я  честно  попыталась  увидеть  воображаемую  форму,  но  с  моим  воображением  что-то  случилось.  Глаза  отказывались  воспринимать  круглый  череп  как  два  кубика.
    -  Видите  -  тут  изгиб,  и  здесь  тоже  изгиб.  -  говорил  преподаватель,  водя  рукой  над  гипсовым  черепом.  -  В  этих  местах  создаётся  напряжение.  Вы  должны  его  почувствовать.
    Я  представила  себе  гибкую  железную  палку.  Кто-то  сгибает  её,  а  она  не  поддаётся,  пружинит,  стремится  снова  стать  прямой.  Чем  сильнее  её  сгибают  -  тем  сильнее  напряжение!  
    Но  попытка  увидеть  в  черепе  набор  упругих  линий  тоже  ничего  не  дала.
    -  Представьте  себе:  по  пустыне  идёт  человек,  в  руках  у  него  бурдюк  с  водой.  И  вот  он  идёт,  идёт,  а  бурдюк  у него  перекатывается  по  плечу,  вода  в  нём  булькает,  наполняет  то  одну  часть,  то  другую...  Создаётся  напряжение!  Создаётся  форма!  Посмотрите,  как  наполняются  формы  камня,  формы  черепа.  Вы  должны  почувствовать  это  наполнение. 
     -  А  что  мне  сейчас  делать?  -  беспомощно  спросила  я.  -  Зубы  ему  лепить?
     -  Зубы...  -  скульптор  засмеялся.  -  Скажите,  а  вы  можете  отличить  сладкое  от  кислого?
     -  Ну...  Да,  вроде  бы  могу.
     -  Это  могут  все.  Но  между  сладким  и  кислым  есть  ещё  большое  количество  самых  разных  вкусовых  оттенков!  С  формой  -  то  же  самое.  Вы  видите,  что  зубы  -  это  не  лоб?  Так  вот,  это  -  самое  простое,  самое  грубое.  Как  умение  различить  кислое  и  сладкое.  А  есть  ещё  тончайшие  различия  между  формами,  оттенки  -  вы  должны  уметь  их  отличить  и  передать.
     "Как  с  цветом.  -  подумала  я.  -  Там  тоже  множество  оттенков.  И  со  звуком  -  так  же.  Каждый  отличит  чёрный  -  от  белого,  гул  самолёта  -  от  пения  птицы.  Но  есть  ещё  оттенки,  много  тончайших  оттенков...  Оказывается,  с  формой  -  то  же  самое!" 
    Может  быть,  в  тот  момент я  подумала  не  совсем  так.  Но,  наконец,  мне  что-то  стало  понятно.
    Нужен  хороший  слух,  чтобы  отличить  "до"  от  "до  диез".  Но  для  того,  чтобы  найти  их  на  инструменте,  нужно  что-то  большее.  Нужен  опыт.  Мастерство.  А  это  добывается  только  с  практикой.  
    Не  так  уж  сложно  различить  два  близких  оттенка  красного  цвета.  Всё,  что  для  этого  нужно  -  верный  взгляд.  Но  для  того,  чтоб  получить  их  на  палитре...  А  если  пишешь  акварелью  -  ещё  и  взять  правильное  количество  воды...  Ох,  как  же  долго  для  этого  надо  работать!
    И  с  формой  -  точно  так  же.  Увидеть  -  сложно,  но  вполне  возможно.  А  вот  передать  эту  форму!..
    "И  зачем  я  стала  художником?"  -  грустно  спросила  я  себя  и  продолжила  уставшими  пальцами  разминать  жёсткий  скульптурный  пластилин.                   

университет

Previous post Next post
Up