1.
Тепловоз на вид разгромленный - свинтили всё, что могли - но вполне на ходу
Этим и следующим постом я покажу вам пару промышленных достопримечательностей окрестностей Порхова. Начнём с запюсской узкоколейки. Несколько слов для непосвящённых.
Узкоколейка - так в быту называют железные дороги с колеёй уже, чем стандартная. Когда-то в СССР узкоколейных железных дорог было множество. Недостаток узкой колеи - меньшая грузоподъёмность - оборачивается массой преимуществ. Благодаря этому узкая колея менее требовательна к качеству насыпей и грузоподъёмности мостов, соответственно, строится узкоколейка гораздо быстрее стандартной дороги. Поэтому применялась узкая колея там, где нужна была не грузоподъёмность а оперативность: прежде всего на торфоразработках и лесозаготовках.
Благодаря развитию автомобильной техники узкая колея повсюду сдаёт свои позиции. Теперь отсыпать дорогу оказывается ещё дешевле, быстрее и проще, чем уложить рельсы, особенно если то предприятие, которое узкоколейка обслуживала приказало долго жить, и руководство распродаёт всё, что только можно. Повсюду узкоколейное полотно снимают, а подвижной состав ржавеет и отправляется на слом. Бывшие железнодорожники-узкоколейщики остаются без работы, а глухие деревни часто лишаются последней связи с внешним миром, поскольку автомобильные дороги на смену узкой колее приходят далеко не всегда. В самом деле, поспешность уничтожения узкоколейных систем граничит с техническим вандализмом, тем более, что во многих других странах узкоколейки ещё вполне работают и даже развиваются.
Вместе с тем, как и всё исчезающее и уходящее, узкая колея имеет своих поклонников. Любители изучают различные типы подвижного состава, отслеживают уничтожение узкоколейных систем, протестуют против этого по мере сил, и ратуют за их всемерное сохранение. Иногда любители узкой колеи выезжают на места и совершают поездки на локомотивах и видавших виды вагонах.
Рекомендую также соответствующее
сообщество и
статью в Википедии.
Пересекая границу областей, мы нырнули под железнодорожный мост, рядом с которым, на насыпи,
yakki заметил маленький тепловоз с одним вагоном, как оказалось позже, снегоочистителем. Выяснилось, что рядом находятся торфоразработки, так что здешняя узкоколейка ещё кое-как бегает, по крайней мере, бегала в 2009 году. Мы вскарабкались на насыпь и сделали несколько фотографий. В технике я совершенно не разбираюсь, но попытался сделать художественные фотографии, и передать очарование этого транспорта, верой и правдой служившего людям, а теперь умирающего.
2.
Кабина сквозь грязное стекло
3.
Сцепное устройство
4.
Моторный отсек тепловоза и снегоуборочный вагон
5.
Снегоуборочный вагон. Его использовали как пассажирский
6.
Этот "руль" должен управлять отсутствующим
оборудованием оля уборки снега
7.
Железо. Видна разбирая фара тепловоза
8.
Подножка снегоуборочного вагона
9.
На мосту рельсы сходят на нет
10.
Это вид не вперёд а назад - туда, где исчезают рельсы. И это, похоже, будущее
российских узкоколеек.