АЛМАЗ СОЗНАНИЯ (ЗАПИСКИ ДУХОВНОГО ИСКАТЕЛЯ)
Предисловие
Человек, которого вытолкнула судьба или который отправился на поиск неведомого, чудесного по наитию сам, напоминает мне сейчас отставшего от взрослых маленького ребёнка, который, едва научившись ходить, попадает в большой, шумный, непонятный и опасный, столичный город: скоростные магистрали, густое уличное движение, преступные элементы, соблазн, искушение, притоны и растление малолетних, юных душ… Ребёнок заблудился, но всё окружающее для него выглядит притягательно-интересным. Без взрослого провожатого ему не найти дорогу домой. А «домом» для духовного искателя может быть только одно - его собственное сердце. Путь к сокровенной Любви пересекает и уводит в сторону множество тёмных тропинок и путаных, ложных дорог.
Итак, в этой автобиографической книге - о трудной дороге «домой».
Главы книги: Кришна, Порфирий, Шри Ауробиндо (и другие), Гурджиев, Будда и дзен-буддизм, Ошо, Чжао Би-чень (как я стал даоссом), Психоаналитик, Трансперсональные образы, Рерихи, Дон Хуан, Превращение, Исследование тела сновидения, Нечеловеческое, Литературные встречи, Ступая в огонь!, Его величество… (мухоморная сессия), Голод, Камни для скорпиона, Всё остальное, Оборотная сторона медали (оборотень сознания), Народный целитель. Глава "Оборотная сторона медали (оборотень сознания)" целиком под катом.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ: ОБОРОТЕНЬ СОЗНАНИЯ -- НАЧАЛО"
…Примеряю изящные костюмчики перед зеркалом. Все описанные выше встречи с иным Сознанием в моих записках были поиском своей формы, примеркой различных масок, духовных идеалов, фасонов одежд, стилей и содержания практики.
А ничего… Кажется, мне все духовные одежды к лицу. Подходит почти всё: и строгий европейский костюм психоаналитика, и тёртые джинсы с мокасинами толтеков, и набедренная повязка йога-отшельника, и простая добротная холщовая одежда даосса, и семейные трусы Порфирия, и роскошный, расшитый золотой ниткой халат Ошо, и индийские одеяния Кришны, и даже причиндалы и орлиные перья шамана вместе с бубном.
Верчусь-оборачиваюсь и перед зеркалом, и перед читателем в перечисленных костюмах. Крр-а-си-во! Эффекты, трансперсональные переживания, изменённые состояния, параллельные измерения, удивительные способности, запредельные путешествия сознания, сиддхи…
А ну, как я сейчас все эти оригинальные одежды перетрясу, выверну и покажу их иную, обратную сторону.
Итак, речь в этой главе пойдёт об «оборотне сознания», то есть об изнанке, об оборотной стороне медали самостоятельного духовного поиска.
Эх, заходи не бойся, а выходи - не плачь!
Придётся на ускоренной перемотке прокрутить запущенную киноплёнку обратно и начать с самого начала.
Кришне повезло больше всего. Кришнаизм я не практиковал. Сейчас мне точно известно, что в связи с этим повезло не Кришне, а - мне…
А вот с Порфирием Ивановым необходимо разобраться подробней.
В период обливаний холодной водой и хождения зимой без шапки я ощущал умеренные головные боли. Внутри головы образовался некий болезненный шар, который при резких движениях отдавал пугающей резью. Речь идёт о воспалительных процессах в головном мозге в связи с подобными закалками-переохлаждениями и оздоровлением по Иванову. А мой приятель в результате этой же практики умер от менингита.
Почему-то с некоторых пор начало слабеть от ежедневных обливаний и сердце. Оно периодически ныло и болезненно сжималось. Под глазами появились тёмные круги. Стала сухой, шелушилась и трескалась кожа, она потеряла эластичность. Помню, по этому поводу я приехал на консультацию на Проспект Мира к женщине-врачу, которая сама практиковала «детку» по Иванову и внедряла в традиционную медицину его оздоровительно-закаливающие наработки. Она мне сказала, что учение требует веры и что необходимо продолжать практику с одновременной просьбой-обращением к Учителю о здоровье… Выходя из её кабинета, я обратил внимание на зимние женские сапоги этого врача, которые стояли у порога. Своей формой они повторяли, копировали объём ног хозяйки, но в них было ещё нечто большее. Они впитали, запечатали сознание своего владельца - сапоги стали живыми существами! - и я мгновенно «считал» с этой обуви информацию. Сознание «ивановки» было каким-то упрямым, «казарменным», циничным, бездушным, шизоидным и грубым. Полностью отсутствовали доброта, мягкость, женственность. Тем не менее, преданный Иванову, я был готов последовать авторитетному совету врача и продолжать свою практику. Но сердце никак не пускало…
Передо мною стали подниматься и набирать свою мощь пока ещё неясные пугающие формы некого тёмного с размытыми контурами чудовища - оборотня сознания, демона разрушения. Он стал наваливаться в мою сторону и загораживать дорогу вперёд.
А достижений и новых духовных подвигов в рамках учения Иванова очень хотелось.
Своим зимним босохождением я основательно застудил мочевой пузырь и стал хронически урологическим больным. От сухих голоданий я как-то неожиданно для себя обнаружил, что сильно разрушил эмаль моих прежде здоровых зубов. Начали кровоточить дёсна. Периодически случались расстройства желудочно-кишечного тракта. А моя знакомая уже через неделю занятий по Иванову загремела в больницу на целый месяц с воспалением почек…
Были периоды, когда в процессе активной практики я неожиданно впадал в депрессию с полной потерей физических сил. Помню, как после вечерних обливаний, я часами трясся по ночам, не мог согреться и уснуть. Кемарнув на час под утро, я вставал вялый, разбитый, угрюмый, «помятый», нервный с отёками всего лица…
На фоне общего оптимистического настроя, различных эффектов и прорывов в сознании, веры в избранный духовный идеал и поддержки со стороны группы единомышленников негативы практики мною как бы не замечались, выводились из поля внимания, «списывались» умом. К тому же разрушительные элементы и симптомы проявлялись не сразу, не вдруг. Они накапливались медленно и постепенно. А любые переживаемые кризисы и отрицательные состояния всегда сопровождались ободряющими, вдохновенными, поддерживающими замечаниями со стороны кого-либо:
- Это из тебя «шлаки» выходят!
Кроме того, всегда в подобных случаях очень велика мощь авторитета духовного учителя…
Поток коллективного сознания по Иванову, в котором я плыл, - а все в нём плывущие кричали «Ура!», - не давал мне опомниться, трезво взглянуть на свою ситуацию, проанализировать положение. Меня самого распирал фанатизм, преданность выбранному пути и жажда скорейших достижений. Кричал «Ура!» и я…
Когда находишься в группе или присутствуешь на симпозиумах по учению Иванова, где тысячи! человек, таких же, как ты, делятся своими успехами и чудесными «излечениями», кричат, торжествуют, иногда даже со слезами на глазах, - ты не можешь не верить этому. Ты в это включён, глубоко погружён. Тебя охватывает вера и преданность Учителю, и ты веришь, что твёрдо шагаешь к намеченной цели!
Позже упрямые негативные факты, полученные в опыте, всё же пробиваются на поверхность сознания в виде подозрений и сомнений. Я пытливо рассматривал лица людей в группе, в которую периодически ходил заниматься. Они были с такими же чёрными кругами под глазами и сухой, потрескивающейся, нездоровой кожей, как и у меня. У многих тоже портились зубы и были нелады с желудком. Но они все были фанатично убеждены в том, что занимаются оздоровлением! И у меня тогда в голове робко, смутно и недоумённо возникал вопрос: Что же это такое за оздоровление??? Ведь всё получается наоборот…
Слабое шевеление догадки, сомнения, пугающей мысли тут же захлёстывались очередными эффектами и прорывами в своём сознании и всепобеждающей, оптимистической, коллективной, энергетической волной. Индивидуальное «Я» никак не может противостоять этому мощному коллективному напору, оптимистическому настрою, агитации и ажиотажу в том, что Иванов есть исключительный духовный идеал, и что он нашёл уникальный путь здоровья в природе.
Даже самые продвинутые последователи Иванова периодически подвергались серьёзной опасности. Вспоминаю и такой случай. Одна опытная ивановка-активистка из нашей подмосковной группы и сам руководитель этой группы договорились «взять» и совместно держать длительное сухое голодание в рамках системы «Детка». Стаж занятий у обоих был около пятнадцати лет! Последствия «практики» оказались такими - женщина на вторую неделю умерла, а руководителя врачи с большим трудом откачали и спасли от сильного истощения и неминуемой гибели…
У очень многих последователей учителя Иванова наблюдаются серьёзные нелады с психикой. При этом система «Детка» лишь усугубляет психические кризисы. Дело в том, что сам Порфирий Иванов был действительно психически нездоровым человеком, а сформированный им путь создаёт соответствующие деструктивные наводки…
У самого Учителя почти не было зубов. А ведь здоровые зубы - один из первых признаков и показателей здоровья человека. Иванов был почти инвалид, страдавший слоновостью и воспалительным поражением одной своей распухшей ноги. А на момент передачи своего учения с ним случилась ещё одна неприметная, но очень странная метаморфоза, о которой ничего не знают его последователи. Она едина для всех, кто продвигает путём Эго. Об этом позже…
Но я пришёл к Порфирию Корнеевичу, к этому удивительному человеку за здоровьем, и он обязательно мне его даст! Духовный авторитет Иванова незыблем. Он обладал уникальными, фантастическими духовными способностями; и я хотел быть, как он: закалится в природе, стать холотропным, целостным; путешествовать своим сознанием в иные параллельные пространства; подчинить себе и управлять природными стихиями, получить небывалую силу от них и вырваться за пределы смерти, как и он, с полным сознанием…
Я страстно предан тебе всем сердцем, я верю в твои идеи, я искренне, добросовестно всё выполняю, мой дорогой Учитель!
Но оборотень сознания…
Оборотень сознания стал на моём пути. Он становился всё жирнее, больше, толще. Всё гуще он покрывался лохматой, чёрной шерстью. Он нагло увеличивался в размерах. Он ядовито смеялся мне в лицо и скалил клыки - ты ничего не добьёшься! Ты слаб. Я не дам…
Оборотень уже наваливался и дышал на меня своим отвратительным, гнилым дыханием.
С большим трудом, по случаю и в силу обстоятельств, с сожалением, печалью и тоской я простился с великим Ивановым. Плоть взбунтовалась и сопротивлялась моей практике.
Обогнув громадную, серую тушу оборотня сознания, - он продолжал воплощать собой разрушение, - мне удалось кое-как протиснуться между его косматыми звериными ногами.
Изрядно побитый и потрёпанный я оказался в духовных пространствах - йоги! Йога с её многими ведущими великими Учителями обещала мне силу и возвращение растраченного здоровья.
Величие и непоколебимость духовных авторитетов: Шри Ауробиндо, Чинмоя, Шивананды, Бабаджи и других, - исключали ложный шаг в моём развитии. Все они спускали абсолютную истину о мире и человеке.
Громадная тень оборотня сознания снова мелькнула стороной.
В различных потоках сознания йоги энергетическое движение ощущаешь либо сверху, как некую нисходящую Силу, как у Шри Ауробиндо, либо снизу - та самая известная мистическая Кундалини, божественная Мать. Иногда два этих процесса сочетаются вместе.
Медитируя в соответствии с картой йоги, я ощущал сильное, иногда очень мощное внутричерепное давление. Причём оно происходило даже вне самого упражнения. А нисходящая сверху «божественная» вибрация была почему-то достаточно жестокой и грубой. Она периодически дробила мою голову, проникая всё глубже в тело и болезненно раздвигая какие-то суставчики, мышцы и косточки.
- Божественное нисхождение не для слабых. Йога - удел сильных, - подчёркивает Шри Ауробиндо. И я терпел, а притаившийся недалеко Оборотень ехидно посмеивался.
Из-за давления, связанного с «восточными» медитациями у меня стали сильно кровоточить дёсны и даже расшатываться зубы. Я рыскал по очень многим йогическим источникам и, наконец, действительно обнаружил разрушительные «негативы» от медитации. В одном трактате было описано, как один практик по этой же причине потерял все свои зубы, но ещё более страшным следствием медитации является сумасшествие. В процессе медитации внутренняя речь затормаживается вплоть до полной остановки всякой мыслительной деятельности. Тем самым точка индивидуального сознания открепляется из положения разумной, социальной личности и её непредсказуемо кидает в неведомые, бесконтрольные области и опасные зоны. Существует, как справедливо утверждает дон Хуан, позиции сознания, из которых нет возврата. Человек может стать навсегда психически больным. Он остаётся наедине со своими демонами и кошмарами сознания, которые непрерывно терзают его до самой смерти. После чего они забирают человека в свои жуткие, гнетущие, тяжкие пространства…
Некоторые мои медитативные упражнения, связанные с учениями Бабажди, Чинмоя, Шивананды и их портретами, сопровождались страхом, непонятным смутным подозрением, беспокойством и смятением. Очень характерно, что за полосой глубокого покоя и безмятежности, которую давала медитация, следовали периоды необычной нервозности, спешки, волнения и тревоги. Позже я в этом разобрался, но в то время я плыл неосознанно в йоговском потоке, судорожно барахтаясь в его пенистых водах.
Однажды, в позе плуга, «халасана», я сильно потянул какой-то шейный позвонок и целых два месяца не мог повернуть головы. Ходил со щемящей болью на положении инвалида. Ещё бы один ничтожный миллиметр в сторону, и позвонок съехал бы, а я стал бы - инвалидом!… А как-то раз в позе стойка на голове, «ширшасана», я почувствовал болезненное перенапряжение. Видимо, своевременно из неё вышел, но всё-таки лопнул какой-то сосудик в головном мозге. Хорошо, что удачно обошлось: сосудик оказался несущественным, периферийным. Головные боли длились несколько месяцев, которые потом незаметно утихли. А ведь могло быть кровоизлияние в головной мозг с трагическим или летальным исходом.
В другой раз, осваивая позу лотоса, я чуть не вывихнул себе сустав в колене, и некоторое время прихрамывал.
Несмотря на хищные удовлетворённые, предвкушающие почавкивания знакомого мне Оборотня, который оставался стоять позади меня в тени, наблюдая за моими практикиами - никакой риск занятий практической йогой мною не осознавался! Меня вели духовная жажда познания, алчность, интерес, любопытство, азарт и изумлённое предвосхищение всё новых открытий, тайн и возможностей. Уверовав в эзотерический лозунг: «Йога - это не религия, а способ жизни на земле!» и начитавшись индийских трактатов о чудесных перспективах человека, я уверенно продолжал двигаться к туманным духовным целям и жаждал самадхи и мукти (мокши) - освобождения от оков перерождений.
Очень часто мои йоговские, растягивающие упражнения сопровождались крайним перевозбуждением нервной системы, бессонницей, повышенной утомляемостью, какой-то надрывной нервной истощаемостью и раздражительностью…
А после многих сложных изнурительных йоговских «чисток» я выходил обессиленный, разбитый, усталый, но с чувством выполненного долга и ощущением того, что я основательно прочистил свой организм в соответствии с йоговскими предписаниями. Такое самоуспокоение было от ума. В реальном опыте чистки ничего не давали! Одновременно подобная практика, как реакция на подсознательное чувство вины, сопровождалась неосознаваемым стремлением к мазохизму, издевательствам над собой, присущими каждому человеку с самого рождения.
Концентрация на потребностях своего тела, интроверсия, самопоглощённость, уход в себя, сосредоточение на собственных ощущениях и физиологических выделениях позволяло мне глубже понять, как функционирует моя плоть. Но, однажды у Вивекананды, ученика Рамакришны, я вычитал следующее:
- Что может быть более мелочным, пошлым, жалким и эгоистичным, чем в своём духовном развитии делать ставку на собственную физиологию, на здоровье физического тела!
От йоговских задержек дыхания у меня начало серьёзно и регулярно болеть сердце. Однако, я продолжал практиковать, никак не связывая эту боль со своими дыхательными упражнениями. Сердце болело около двух лет. Я проверялся у кардиолога, и он по показаниям кардиограммы и по другим признакам обнаружил во мне тяжёлые формы каких-то сердечных заболеваний - что-то вроде ишемии, кардиосклероза и сердечной недостаточности. Мне грозила инвалидность.
И, наконец, Кундалини, божественная Мать…
В процессе йоговских практик Божественная Мать прожгла мне некоторые энергетические каналы и физиологические органы, чуть не сделав меня на всю жизнь инвалидом, но уже в другой форме. Один из наставников йоги сказал мне, что это хорошо, что в теле выгорают «шлаки». Бывало, что я в нервном истощении не спал неделями. Поражённые участки, каналы восстанавливались, «отходили», заживали крайне медленно.
Кундалини периодически активизировала во мне слепую, неуправляемую сексуальную страсть, с которой было невозможно справиться. Я выходил после борьбы с ними, то есть с бесами похоти, полностью обессиленный, обесточенный, разбитый с ломотой во всём теле, как будто меня в самом деле физически били палками! Сексуальная энергетическая волна крайне злая, агрессивная…
Божественная Мать почему-то привела в действие, разожгла и ненормальное, патологическое пищевое влечение. Иногда я ел всю пищу подряд и не мог насытиться. Я был готов съесть целый мир!
Хорошо, что духовная Мамочка приходила в активность лишь частично, локализуясь в том или ином участке тела.
И под злорадный смех Оборотня сознания я недоумённо восклицаю: Мама! Почему ты такая злая??? Что ты делаешь со своим духовным сыном? Я, вообще, не понимаю, кто ты - мама: божественная сила, или ядовитая змея, коварный удав???…
Но Кундалини мне многое и давала: различные мистические Голоса, способности «выхода» из тела, активизация духовных видений, стихийное предвидение будущего, восприятие тонкой духовной субстанции Мысль… Я стал чувствовать свою значимость, уникальность, неповторимость и свысока глядел на других людей… Кундалини создала все условия для того, чтобы я почувствовал свою гениальность и увидел духовную высоту, на которую меня приподнимала эта Змеиная Сила. Кундалини разжигала во мне всё новые и новые духовные амбиции - сатанинские амбиции! Я жаждал вселенских тайн, чудесных способностей и не замечал, что балансировал на грани психической патологии… Ещё шажок и!… - Нет, нет, не хочу!
Глубокомысленная теория йоговской «недвойственности» убеждала меня в том, что столь мощные силы сопротивления и разрушения являют собой естественные процессы, которые надо научиться внутренне принимать.
За счёт периодического, скоропалительного получения многих необычных психических способностей я оказался очень сильно дезориентирован в духовном развитии и не мог реально оценить свою духовную ситуацию.
«Божественная Мать» чуть не убила меня, чуть не сделала сумасшедшим, физическим инвалидом.
«Божественная»…
Почему-то в книгах рисуется всё так привлекательно, изысканно, заманчиво, оригинально, а начнёшь пробовать, делать - всё не так…
Демонического, Дьявола во многих йоговских системах как бы и не было… Была - сплошная недвойственность. Всё - едино…
Но почему столь разрушителен путь???
И такой простой вопрос даже не приходил мне в голову! Я был насыщен доказательными учениями, напичкан йоговскими формулами и вибрациями. Шива - мой Бог!… Но кто он???
Не было у меня окончательного ответа. Шива - покровитель и защитник всех йогов. Шива благосклонный, дарующий, всемилостивейший… В это время, как и многие духовные искатели, я с отвращением относился к христианской идее о вездесущности Дьявола и подсмеивался над наивной набожностью и глупостью христиан. Их умы - примитивны. Они не способны понять недвойственность и полноту этого мира, подразделяя его на чёрное и белое. Скучно жить в их сером, однообразном, чёрно-белом мире. Меня влекли новые оригинальные духовные концепции, практики и знания.
Каким-то образом я чудом проскочил полосу йоги общей длинною около шести-семи лет. Оборотень сознания изрядно помял меня, но славу богу, всё ещё не покалечил. И спонтанно вырвавшись из его когтистых объятий, я выскочил к Гурджиеву и буддизму…
Не могу указать на явные негативы практики по Гурджиеву, так как они ещё более скрытые. Но именно потому, что его систему по настоящему практиковать почти невозможно. Она бесполезна. Даже самый лучший и способный ученик Гурджиева Успенский так и не получил никакой духовной реализации, оставаясь пожизненно лектором и распространителем неких отрывочных эзотерических знаний…
...