Наши люди - 5

May 01, 2020 15:10

Ну что, господа. Мир, труд, май! И на сей раз расскажу я про человека из числа великих тружеников, ведь порой люди создают что-то не только поражающее размах своими размерами или красотой, но и неимоверной важностью и пользой для государства. И для на сей раз я не полезу в глубину веков, дабы отыскать там важную историческую личность. Тот, про кого пойдет речь в сегодняшнем посте, жил и работал относительно недавно.

Иван Савченко



Родился Иван Михайлович Савченко в 1919 году, в нынешней Запорожской области. В 1938 году поступил в Николаевский кораблестроительный институт, но закончить его в срок не успел - началась Великая Отечественная война. Был мобилизован на войну, смог остаться в живых и продолжить обучение в том же институте. Правда, заведение на тот момент находилось в эвакуации - переехало аж в Киргизию, в город Пржевальск (ныне - Каракол), куда пришлось отправляться и Савченко. Там он благополучно доучился.

В 1944 году 25-летний (на тот момент) инженер был направлен в город Молотовск (ныне - Северодвинск), на завод «Севмаш».И вот здесь началась основная и главная веха жизненного пути Савченко. Он начал довольно быстро продвигаться по карьерной лестнице, и, начав с помощника строителя по механической части, в 1956 году дорос до начальника цеха №50. Строил надводные корабли и паромы.
В середине ХХ века наша страна постепенно начинала серийное производство атомных подводных лодок. На плечи Ивана Савченко легли очень тяжелые и ответственные задачи - перестройки существующего производственного цикла, осуществления перехода от строительства надводных кораблей к строительству атомных подводных лодок. Эта задача вызвала необходимость создания ряда новых участков, разработки и внедрения уникальных технологий производства, контроля и испытаний продукции, аналогов которым не существовало, изучения и освоения сложнейшей новой техники. Помимо этого, Савченко прекрасно понимал, что главная составляющая любого завода - люди, без которых никакое производство не получится никак. В Молотовске на рубеже 1950-1960 годов было весьма неважно с инфраструктурой и социальным положением людей. Людям просто-напросто не хватало жилья, и строить его государство отнюдь не торопилось. И как бы ни бурлили фанаты Советского Союза, но от фактов не скроешься. Не страна здесь за людей похлопотала, а человек. Именно Савченко добился того, чтобы для его подчиненных возвели несколько многоквартирных жилых домов и детский сад. Здание детского сада, кстати, возводили не с нуля. Один раз Иван Михайлович объезжал пригороды и увидел несколько старых и заброшенных, но еще добротных домов из рубленого бруса, оставшихся от людей, живших там чуть ли не до революции. Выбрав самый большой и крепкий дом, Савченко просто велел его аккуратно разобрать, перевезти в черту города и собрать на новом месте. Так Молотовск получил новый детский сад...

В 1962 году Иван Савченко был назначен Главным инженером Севмашпредприятия. Фактически - замдиректором завода, и проработал на этой должности до середины 1970-х годов. Этот период многие наши кораблестроители с «Севмаша» называют «золотым веком» для завода. Во многом благодаря Главному инженеру «Севмаш» перешел в активную фазу создания подводных лодок. Во время руководства Савченко завод создал:

- Уникальную подлодку проекта 645ЖМТ («К-27») с жидкометаллическим теплоносителем рекатора;
- Подлодки проекта 627А «Кит»
- Подлодки проектов 658, 659 и 675;
- Подводные лодки с титановыми корпусами. В первую очередь, знаменитая 661 «Анчар» (она же «Золотая рыбка» - самая быстрая подводная лодка в мире»), подлодки проекта 705 «Лира» и 685 «Плавник» (субмарина «Комсомолец»).

Всё это оказалось бы невозможным, если бы Иван Савченко не внедрял модернизацию оборудования и прогрессивную документацию, не давал возможность молодым инженерам тестировать новые разработки в созданной им научно-исследовательской лаборатории при заводе. Кроме того, Савченко активно занимался усовершенствованием акустики подводных лодок, а заодно не забывал заботиться о людях - занимался созданием безопасных условий для работников завода, а также улучшением их бытовых и социальных условий. Завод в итоге прославился на всю страну своими проектами, а научные разработки, зародившиеся в стенах предприятия, стали известны далеко за пределами стен «Севмаша».
Благодаря Ивану Савченко преобразился и сам город Северодвинск - завод «Севмаш» получил огромные производственные цеха и новые корпуса, а в жилых кварталах появилось множество новых домов для работников завода. По сути, Савченко создал не только завод, но во многом и сам город...

В 1965 году Иван Савченко получил Ленинскую премию за создание атомной подводной лодки с баллистическими ракетами. В 1970 году ему присвоили звание Героя Социалистического труда. Также награждён ещё одним орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. С 1979 года - почетный житель Северодвинска. С 1983 года - персональный пенсионер союзного значения.
Увы, постоянная тяжелая работа сильно измотала Ивана Савченко - 7 апреля 1984 года после продолжительной болезни бывший главный инженер «Севмашпредприятия», человек выдающегося светлого ума и доброй души, скончался. До своего 65-летнего юбилея он не дожил всего два дня.
Похоронили его в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Человек ушел, но предприятие, ставшее при нем, и благодаря ему, одним из масштабнейших и важнейших на территории нашей страны - живет и функционирует. А не будь Ивана Савченко в свое время - смог бы «Севмаш» настолько вырасти, и пережить чуть позже развал СССР и суровые девяностые?
Previous post Next post
Up