Jan 14, 2013 23:24
Теленеделя со мной
Юрий БОГОМОЛОВ
Новые песни на старый лад
Народ прожил первую трудовую неделю в Новом году, вот уже пошла и вторая, но не все еще информационно-аналитические программы со своими ведущими вернулись в эфир. Иногда создается впечатление, что наши телевизионные оракулы живут по какому-то своему календарю. У некоторых из них все еще каникулы. И продлятся они практически до конца января.
***
Нет, лично я не жалуюсь на отсутствие в эфире таких гуру, как Аркадий Мамонтов, Владимир Соловьев, или Алексей Пушков. По мне бы, пусть бы они отдыхали целый год. Просто догадываюсь, что многим телезрителям хотелось бы послушать этих «начальников транспортных цехов» по вопросам, вызывающим резонанс в обществе. Такие, как новые законодательные инициативы наших парламентариев. Как-то: «закон Познера». Или вот прошелестела весть о грядущем наказании лиц за высказывание ими антипатриотических суждений. Вопрос только в том, каким оно будет: рублевым или тюремным со свойственной нашей пенитенциарной системе скорпионом?
Хорошо, как не дожил до новой правовой нормы Пушкин, обмолвившийся как-то: «Догадал меня черт с умом и талантом родиться в России». Да и Лермонтова ждала бы кара за его двусмысленный стих: «Люблю отчизну я, но странною любовью…». Странность в том, что славе, купленной кровью, предпочитает какое-то колыханье лесов безбрежных, дрожание огней печальных деревень.
Но это ладно, это цветочки; ягодки - вот они:
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ».
Это ли не предметно-злобное оскорбление нашего народа, нашей истории, нашей любви к своей Родине?..
…Сомнителен Гоголь с компанией «мертвых душ» и с оседлавшим Русь-тройку коррупционером Чичиковым.
Салтыкову-Щедрину и пожизненного заключения было бы мало. И т.д.
На этом историко-культурном фоне было бы несправедливо не отметить проявления искренних патриотических чувств в праздничном эфире 2012-го года.
Четыре девицы спели на Первом канале: «Танцуй Россия и плачь Европа, а у меня самая красивая… опа!». И для пущей выразительности одобрительно похлопали себя по «опам».
***
Обрушившийся с телеэкранов сель праздничных увеселений поглотил и растворил в себе молодые голоса из проекта «Голос». То, что действительно стало открытием в минувшем году, утонуло в море пошлейшей попсы. На победительницу конкурса «Лучший голос России» Дину Зарипову за минувшие дни и ночи было вылито столько липкой патоки, ее образ был обмазан таким количеством жирного крема, сверху присыпанного сахарной пудрой, что живая миловидная и простодушная девушка с очевидным талантом, на наших глазах превратилась в кондитерское изделие типа торт.
Впереди паровоза, как водится на Первом канале, бежал Малахов со своим услужливым субботним шоу «Сегодня вечером». А за ним и все прочие новогодние увеселения. Ну и, в конце концов, этот праздничный аллюр не смог не сказаться на качестве исполнения. Да и странно было бы, если бы он не сказался. Похоже, что она просто «с листа» спела «жестокий романс» из фильма Эльдара Рязанова «А напоследок я скажу…». Мелькающей мишуры в кадре было много, вихри серпантина, а живого, сердечного проникновения в поэзию Ахмадуллиной и в музыку Петрова не было. «Лучший голос» явил вполне себе заурядный вокал. И винить в этом исполнительницу было бы неверно. Вина на самой телекомпании, которая поспешила со стрижкой купонов с собственной удачи.
Первый канал умеет породить нечто незаурядное, умеет его же и безжалостно погубить.
Боюсь, что к тому дело и идет. Видна тенденция: в бочку дегтя, коей представляется вся попсовая тусня от «фабричных девчонок» и до королей шоубизнеса - Киркорова с Басковым, добавили ложку меда в лице триумфаторов «Голоса». Понятно, что деготь не стал от этого слаще. Да и мед перестал быть съедобным.
Во всех без исключения новогодних шоу, исполненных в формате «Голубой огонек» те, кто пели и говорили со сцены, состязались в фальши с теми, кто их слушал и им аплодировал.
По моему ощущению, больше фальшивили те, кто изображал публику, состоящую из тех артистов, что изображали артистов. То есть, это одни и те же фигуранты. Но на сцене они еще как-то старались, а за столиками явно халтурили: давили из себя смех, улыбки, восторги, изумление, исступление, когда хлопали в ладоши. Ну а как иначе, коли все эти реакции, как правило, снимаются отдельно, уже после того, как были записаны номера. Собственно отдельно записанные реакции - это такая визуальная «фанера».
***
Скрасили на сей раз каникулярное времяпровождение усыновленные нами голливудские картины. Я даже не имею в виду непременных спутников нашего отдыха - «Один дома» и «Один дома 2». Хотя обе картины с их многосемейностью показались сегодня знаменательными. Смею предположить, какое раздражение они вызвали у сторонников самого обсуждаемого в обществе принятого накануне закона. Кто-то из них мог бы заподозрить канал в скрытом антипатриотизме. А кто-то мог разглядеть в счастливой многосемейной американской семье «фигу в кармане».
Если на то пошло дело, то более пристального внимания заслуживает такая рождественская история, как «Турбулентность». Это с точки зрения, предположим, господина Жириновского, циничная пропаганда американского гуманизма.
Они, американцы, видите ли, медлят с выстрелом по самолету, который вот-вот рухнет на город. И делают это по одной единственной причине: там за штурвалом лайнера неумелая бортпроводница. Ей дали шанс, и она им воспользовалась - благополучно посадила самолет. История сказочная. Ну, а какими должны быть рождественские истории?
Еще более сказочная история - «Враг государства» о герое, отважившегося на противостояние государственной машине, которая покусилась на частную жизнь в интересах безопасности частного человека.
Странное дело, но почему-то иные голливудские фильмы воспринимаются как квалифицированные комментарии к нашей повседневной действительности.