Вокруг этого фильма сейчас кипят страсти в рунете. "Охранительные" историки активно отстаивают сложившийся десятилетиями стереотип. "Независимые" историки с техническим базовым образованием, обиженные тем, что их точка зрения на события 1941 года не востребована сьемочной группой, активно борются против, не гнушаясь распространением подлого и оскорбительного (не говоря уж о том, что исторически неверного) мема и использованием лучших традиций интернет-срачей и зоновской лексики.
Каюсь, я принял некоторое участие в этом бурлении, доказывая простую истину - нашу историю надо изучать, мифы и легенды исследовать, но нельзя свои мелкие обидки превращать в оскорбления тех, кто ту Войну вывез на себе. Но ЧСВ сильнее любого разума и дискуссии немедленно выродились в бессмертное "Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный." В общем, потратил время и нервы зря, как обычно.
Но на фильм надо было сходить. Что хочу сказать - это классический советский фильм о ВОВ. Причем это не шедевр про поведение человека в экстремальных обстоятельствах, как великий "На войне как на войне". Нет, это фильм не про психологию, не про развитие персонажей. Это фильм про массовый подвиг простых советских людей. Это фильм про советский интернационализм и про общие усилия, которые надо было приложить для Победы. Что-то в духе "Освобождения", дилогии "Приказ: огня не открывать" и так далее.
Соответственно, этому фильму присущи все особенности аналогичных советских фильмов - герои не персонажи, а архетипы (Политрук, Балагур, Казах, Украинец, Отцы-Командиры и т.д.). Поэтому отличить красноармейца 1 от красноармейца 2 можно отличить только по внешности (ремешок на козырьке каски, солдат с ППД и т.п.) Привычный классический изобразительный ряд - солдат со связкой гранат на фоне вздымающегося танка, никаких кровь, кишки, распидорасило, как привычно в современных сериалах НВО. Привычные классические стерильные диалоги, основная задача которых - донести мессидж, а не раскрыть характеры (хотя без упоминаний вообще про партию и Сталина). Конечно, более строгое следование истории, на радость заклепкометристам - никаких тебе "Тигров" и Т-34-85 в 1941 году, никаких немцев - поголовно автоматчиков. Кстати, исходя из задачи, немцы вообще показаны как абстрактное, всеобъемлющее Зло. Мы не знаем ни задач, ни мотивов немцев. Что-то, что методично, страшно и неумолимо надвигается, чтобы уничтожить все, что ты любишь. Клоны, роботы, не люди - ни одного немецкого персонажа в фильме.
И, в общем, в рамках заданного стиля и выбранного мессиджа, все получилось. Посмотрев этот фильм, начинаешь хотя бы отдаленно понимать, какой подвиг совершили наши предки. Начинаешь понимать, какой тяжелую и страшную работу они сделали, чтобы закончить войну в Берлине. Начинаешь еще большее испытывать к ним почтение. И для съемочной группы устоявшаяся легенда о 28 панфиловцах - лишь отправная точка для демонстрации этого подвига и донесения основного посыла картины. Они не циклились на точном следованию легенде, не занимались ее разоблачением. Их интересовал массовый подвиг и именно он и показан.
Да, отлично сделаны титры - возле каждого члена съемочной группы указано из какого он города. Тоже хорошо работает на напоминание о том, что победа эта - всех народов СССР, а не какого-то одного.
Недостатков тоже хватает, конечно. Картонность персонажей в начале фильма прямо режет ухо и глаз. Не понял я прикола про "7 самураев" - зачем? Алтаец Амаду Мамадаков играет казаха/киргиза - ну, тут понятно, российскому зрителю одного от другого не отличить ;) Есть вопросы про правдоподобность ряда боевых эпизодов, но я не глубокий спец, не полезу.
Резюме: не шедевр, но приличный военный фильм. Мессидж правильный, достаточно зрелищно и эмоционально. Любителям докопаться до каждой заклепки может не понравиться, ибо за деревьями не увидят леса.