'In the wings at the Folies-Bergere'
Сходила в Росфото на "Ночной Париж" Брассая. Приятная выставка, и еще более приятная возможность побывать внутри дома 35 на Большой Морской. Недоумение вызывает то, что большая часть фотографий напечатана в таком маленьком формате, будто вывешены страницы из книги.
Удивительное совпадение: помимо Брассая (выставленного во внутреннем флигеле), в основных залах располагается общая экспозиция венгерских фотографов, среди которых военный фотограф Роберт Капа, сопровождавший Стейнбека в его путешествии по послевоенному Советскому Союзу, результатом которого стала книга "Русский дневник", как раз мною недавно прочитанная.
Я конечно сразу (как только стала читать) полезла в интернет в поисках фотографий, не особо в этом преуспела, но при этом заинтересовалась личностью самого Капы. Во-первых, какой же он красивый. (Таня говорит, что не пацан, но я не согласна) Во-вторых биография: тайные снимки Троцкого, послужившие началом карьеры, невеста Герда Таро, тоже военный фотограф, задавленная танком в Испанскую войну, основание совместно с Картье Брессоном Magnum Photos, роман с Ингрид Бергман, друзья Хемингуэй и Стейнбек, пять войн(Вторая Мировая, Арабо-израильская, Японо-китайская, Испанская гражданская и Индо-китайская ), и трагическая гибель на последней.
Стейнбек о Капе (цитата из книги "Русский дневник")
«Именно здесь я обнаружил одну неприятную черту характера Капы, которую я считаю справедливым назвать на случай, если какая-нибудь молодая особа примет его предложение руки и сердца. Он,ванная свинья, и очень любопытный экземпляр. Его метод таков: он встаёт с постели, идёт в ванную комнату и наполняет ванну. Потом он ложится в ванну и читает, пока его не сморит сон, и в конце концов засыпает. Это продолжается утром два-три часа, и вполне понятно, что ванну в это время невозможно использовать по назначению. Я даю эту информацию о Капе в качестве услуги обществу. Если у вас две ванные, Капа - очаровательный, интеллигентный, мягкий спутник, если же у вас одна ванная комната, он - ноль».
в книге так же есть одна глава, написанная самим Капой
Капа о России
«Сейчас мне очень и очень плохо, и я вспоминаю минуты, когда я был счастлив и когда родилась идея приехать в эту страну...
Сейчас поздняя ночь и я сижу в середине невероятно унылого гостиничного номера, окруженный 190 миллионами русских, четырьмя фотоаппаратами, дюжинами экспонированных и еще большим количеством неэкспонированных пленок, рядом храпит Стейнбек, и я очень несчастлив. Все эти сто девяносто миллионов русских против меня. Они не фланируют по улицам и не собираются толпами на перекрестках, молодые парочки не обнимаются и не целуются на бульварах.
Эти русские оказались очень правильными, «морально устойчивыми», много и тяжело работающими людьми, а это так скучно для фотографа. Кажется, им даже нравится такой образ жизни, и еще они очень не любят или боятся фотографироваться. Мои четыре камеры, которыми я снимал войны и революции, им противны, и каждый раз, когда я нажимаю на спуск, я ощущаю, что я делаю что-то неправильное».
* * *
Там же в каталоге одной из прошлых выставок обнаружила потрясающую круговую панораму Петербурга, снятую с Адмиралтейства в 1861-м году. Всех 13 снимков в интернете к сожалению найти не удалось, но вот 4, позаимствованные из журнала krjutskov.livejournal.com
Ни Черноморского переулка, ни Румянцевского сада (а так же Адмиралтейского, чего здесь не видно), наплавной Дворцовый, и будто сплошные леса на горизонте
http://img18.imageshack.us/img18/4522/023md.jpg - большой размер
можно сравнить вот с моей любимой фотографией Петросяна
http://petrosphotos.livejournal.com/ так же была в Мраморном на Лучано Вентроне (которого называют Караваджо современности) - большое количество выдаваемых за тромплей отпечатков на холстах, впрочем не совсем понятно как это сделано, и среди них есть очень красивые. Сам автор на пресс-конференции заявил, что фотоаппарат в руки никогда не брал.