Пермские театры

Feb 04, 2011 11:10

Нужно, наверное, немного рассказать о пермских театрах, а то пермяки уже решили, что я на весь свет обиженная и «солнца не вижу».
Театров было всего два, и определялись они свободным вечером, наличием билетов в кассе и близостью от… Так что выборка, сами понимаете, хаотичная и никакой цельной картины не даёт.

«Сиротливый Запад», МакДонах, театр «У Моста»

Мимо федотовского театра пройти было нельзя, поэтому туда и отправилась в первую очередь. МакДонаху тоже порадовалась.
Сам театр довольно симпатичный, создаёт впечатление уютного любимого дома, вокруг много приветливых готовых помочь молодых сотрудников, висят тематические и географические подборки фотографий, поздравления по поводу юбилея Сергея Павловича Федотова и награды. Неожиданно много наград и регалий, что вызывает уважение. Привычные фотографии актёров частично перекрывались выставкой, так что познакомиться удалось не со всеми.
Перед спектаклем в зал вышла милая девушка, которая ввела неподготовленных зрителей в курс событий: что же это за театр, что за драматург и что за спектакль, озвучила ближайший репертуар, рассказала об акции «ночь в театре» (за точное название не ручаюсь) и много шутила, начиная погружать в настроение спектакля. Конечно, на ирландском языке, конечно, продолжительностью семь часов. Никто не испугался и не ушёл, т.к. в первом ряду сидели переводчики.
Сразу скажу, что это лучший спектакль (траги)комедийного жанра, который я видела (многие знают о моей нелюбви к жанру в принципе). Чёрная комедия к финалу оборачивается чуть ли не философской притчей и задевает самое потаённое - хотя не факт, что мистическое. На выходе зрители говорили о том, что «тяжёлый» спектакль, «смотреть сложно». Не соглашусь: действо выстроено так, что смотреть легко, нет ни провисаний, ни многословия, ни прочей ненужной ерунды. Только сюжет, живые персонажи и их история. Невероятная, но правдоподобная.
Спектакль актёрский, и, заметив Сергея Газина в роли Вэлина, Владимира Ильина в роли Коулмэна и Марину Бабошину в роли Гелин (с ними всё отлично, но говорить об этом не хочется), нельзя не отметить отца Уэлша в исполнении Ивана Маленьких - вот кто Актёр с большой буквы, ради которого можно идти на любой спектакль. В антракте подошла девушка из местных и предложила подарить цветы актёрам. Отказалась - это ещё не изведанная территория. Потом кусала локти - букеты подарили молодым, а Маленьких остался без цветов. В его персонаже всё логично и оправданно, несмотря на все противоречия. Его отец Уэлш - маленький человек с большой душой, священник и большой грешник, отчаявшийся что-либо изменить и не теряющий надежды помочь. Мы видим его физическую немощь, слабый характер и душевное благородство, понимаем, почему над ним посмеивается весь город, почему он так раздражает братьев Конноров - и понимаем, почему в него так сильно влюблена молоденькая Гелин, ставшая продавать алкоголь, чтобы заработать на подарок.

И вопросов после спектакля опять много. Имеем ли мы право вмешиваться в жизнь других, считая, что знаем, как жить лучше? Имеем ли право давать советы, если у самих не хватает сил их придерживаться? Сумеем ли разглядеть боль другого и пойти навстречу, не застревая в придуманном мирке? Можем ли обременять других своей любовью, если она им вовсе не нужна? Оценит ли хоть кто-то наши жертвы? Уэлш утопился, оставив братьям записку, что закладывает за них свою душу, и теперь они не должны ссориться из-за денег, драться и убивать друг друга. Разве кто-то после этого задумался? «Слушай, а мне нравится эта игра!» - говорит один из братьев, когда они пытаются быть терпимыми друг к другу хотя бы в день смерти священника (даже в этой игре стараясь причинять друг другу боль, уже не физическую), и он же потом пытается сжечь его предсмертную записку, посылая проклятья - кому нужен этот священник, его жизнь и все его благие намерения, если братьям, как и другим жителям городка, плевать на мир и покой?

Висящее на стене ружьё, конечно, выстреливает. В плиту. В самое дорогое для Коулмэна, заменившего человеческие ценности на денежные и вещные. Плита - символ богатства, статуэтки святых - символ святости. Почему бы и нет?..

«Синдерелла, или Сказка о Золушке», Жюль Массне, Пермский академический театр оперы и балета

Опаздывала на спектакль и торопилась после него, так что здание рассмотреть не получилось. Оно помпезное и с колоннами, как и полагается. Зал просторный, смотреть удобно даже издалека.
Поскольку в опере ровно ничего не понимаю, то ничего толкового не скажу, так что дальше можно не читать.
Ну, сюжет знакомый. Хорошая музыка, хорошие голоса - вот и всё, что было ясно. Исполнительнице роли Феи Татьяне Куинджи не зря дали «Золотую маску», Сергей Перов - Король - мог бы с успехом стать и драматическим актёром, а мне был больше симпатичен Олег Иванов в роли Пандольфа (отца Золушки).
С костюмами было что-то не то. Вернее, не то, чего я ожидала от оперы. Конечно, пафосно-красивые бальные платья были, но не у всех. Костюмы «эпохи» сочетались с вполне современными одеждами, и логики в этом проследить не удалось. Почему, например, Принц в камзоле и пышных штанишках (хотя это девушка, и скрыть одеждой принадлежность к полу даже не пытались), а Король в чёрном брючном классическом костюме и чрезмерно бутафорской короной на лысине - непонятно. И Наталье Князевой, той, которая Золушка, можно посочувствовать. Эту не самую худенькую девушку (она не полная!, но) упаковали в безжалостно белое платье, ярко подчёркивающее все особенности фигуры. Не верилось, что это юная и воздушная девочка, не получилось сказки.
Да и финал не такой оптимистичный, как, например, в киноверсии: Золушка с Принцем встречаются только во сне. А в жизни… а в жизни почему-то не оказалось места сказке.

Кстати, костюмы эльфов были довольно мрачные. Конечно, сегодняшних детей таким не напугаешь, но в моём детстве это было бы очень страшно. В зале было много детишек, никто не боялся, и все выдержали 2 часа 40 минут без единого писка.
Ещё были живые курицы и пони, этакий непритязательный «оживляж».
Самое неожиданное и привлекательное решение - живая музыка, идущая откуда-то сверху (помимо стандартной оркестровой ямы), и разливающиеся в воздухе голоса. Конечно, не церковное пение, но ассоциации именно такие, за душу берущие.

У моста, Пермь, театр, опера

Previous post Next post
Up