С лёгкой руки Николая Владимировича Коляды нынешний мини-фестиваль стал называться "Пулинович-Plays" (два спектакля по пьесам Ярославы Пулинович, один - её же сценическая адаптация повести Лескова).
"Леди Макбет Мценского уезда", Курганский государственный театр драмы, режиссёр Анна Бабанова.
Спектакль хорошо продуманный, качественно сделанный, красиво поставленный, но не прочувствованный (мной). Влюблённая всепрощающая убийца-мученица Катерина Измайлова (актриса с выразительными глазами, судя по программке, одна из пары Глазкова/Тёмная) с одинаковой стойкостью проходит испытание жизни с нелюбимым мужем и свёкром-тираном; три убийства, на которые её вынуждает любимый Сергей (артист К. Редин); тяготы допроса, вызывающего мучительные воспоминания; арестантскую жизнь. Меняются обстоятельства, но не меняется сама героиня: потакает всем желаниям любимого, делает самопожертвование нормой, не особо задумываясь ни о себе, ни о дальнейшей судьбе.
Так же всё ясно и с Сергеем с самого начала: не любит, будет изменять, ищет своей выгоды, умело манипулируя и выбиваясь из грязи в князи, не останавливается ни перед чем. Не видно в герое ни капли сомнения, сочувствия или раскаяния - только холодный расчёт и жизнь в своё удовольствие.
Грустно, что характеры не развиваются; на первом действии можно было бы и остановиться - и без того всё понятно. Но второй акт всё же иллюстрирует лесковский сюжет с видоизменённой концовкой с тремя смертями. (Кстати говоря, выведение на сцену предыдущих трёх убитых казалось неуместным приёмом "в лоб" и выбивалось из контекста.)
"Наташина мечта" в исполнении актрисы Вологодского ТЮЗа Алёны Данченко (выпускницы ЕГТИ) - прекрасная вещь.
Отлично выписанные монологи в сочетании с мастерством исполнительницы - и не нужны никакие театральные приёмы, только откровенный разговор глаза в глаза.
Героиня первой части - детдомовская воспитанница, уже слишком хорошо знающая тёмные стороны жизни, чтобы ожидать исполнения мечтаний. За грубостью живущего по жестоким законам выживания человека, за нарочитым нагромождением словесного мусора и показным равнодушием скрывается маленькое запуганное существо, жаждущее защиты и покровительства, украдкой плачущее над маминой детской фотографией и искренне верящей, что влюбить в себя можно, нацепив украденную заколочку, устранить соперницу лучше всего в драке, а вытащить её потом из комы - при помощи денег. Столкновение этих наивных убеждений (о свадьбе с фатой и шоколадными конфетами) с чёрствостью окружающего мира, которому нужно соответствовать, актрисе удалось передать столь достоверно, что зрители, затаив дыхание, ловят каждое слово и каждый взгляд.
Столь же правдива и вторая история - о девочке из обеспеченной семьи, чья личность подавляется навязанными извне правилами. Эта чрезмерная "правильность" и следование родительским советам вызывает отторжение и желание увидеть истинную сущность и скрываемые эмоции - и их нам показывают. Маленькая трагедия и уверенность в своей большой победе, которая для меня по-прежнему звучит вопросительно.
"За линией", Лысьвенский драмтеатр, режиссёр Вахтанг Харчилава. Программок не было, поэтому актёры остались неизвестными.
Проведена жирная черта, разделяющая взрослых и детей; взрослые отходят на второй план (за линию), а дети рассматриваются во всех подробностях. Их проблемы, переживания ничуть не менее значимы, чем у взрослых; следовательно, актёрам незачем играть в детей, внешне подражать детям - достаточно обозначить возраст при помощи костюмов. Бородатый мальчик Макся, чья грудь перевязана крест-накрест маминой шалью, смотрится не менее убедительно, чем все остальные.
Подраться с соседской девочкой, втайне от родителей купаться в речке, замазывать глаза иконе, чтобы скрыть свои проступки, вызывать духов и нянчить младшего брата, переживать за смертельно больную мать и ждать приезда оставившего дочь отца - для детей происшествия одного порядка, равной значимости.
Много хороших деталей: отцовская забота, представленная как желание откупиться: две одинаковые куклы, парк аттракционов, вызывающие щемящее чувство мыльные пузыри - всё и сразу, лишь бы не осталось времени на прямой разговор о смерти жены; взрослая серьёзность дочери, отдающей кукол сёстрам, и кажущийся счастливый конец, подразумевающий примирение враждующих девочек, оказавшихся в одной большой семье...
Ярославе есть чем гордиться - каждая постановка по-своему хороша; фестиваль Пулинович удался.