"Соломенный жаворонок", Челябинск

Oct 27, 2018 13:46

Приветливый и музыкальный Челябинский театр кукол, с традиционными персонажами в фойе и традиционными птичками-детьми, объявляющими гостей.

Истории продолжаются и продолжаются. Те же города, те же театры, те же режиссёры, те же актёры. Те же - и совсем другие. Темы гораздо серьёзней, тяжелее.

И большой вопрос, почему на фестивале, заявленном как "кукольные спектакли для взрослых", собственно кукол так мало и они настолько не важны. Да, нужно иногда показывать и кукольников как драматических артистов, живого плана здесь может и должно быть больше, но иногда ведь кроме него ничего нет. С точки зрения театров и организаторов - предельно понятно, со стороны зрителя - будто слегка обманули.

"Биография", санкт-петербургский "KARLSSON HAUS"
Режиссёр Алексей Лелявский, тексты Ганса Христиана Андерсена и разных поэтов.
Показ очевидно не сложился: очевидно хорошие артисты дальше от зрителей, чем на родной сцене, поэтому слышно было плохо. А когда не берут простого понятного "Гадкого утёнка", а создают на его основе с добавлением русской поэзии и авторской музыки собственный микс, хочется всё-таки слышать, что имели в виду, и что хотели сказать, и почему микс именно таков.
Музыка очевидно важна, загромождает собой остальное, предопределяет резкие ломаные движения и декламацию-выкрики, почти рок-концерт в гараже. И сценография Эмиля Капелюша мрачная, нецельная, с висящими повсюду осколками оргстекла, и просвета нет.

"Аналогия", Челябинский театр кукол
Режиссёр Михаил Яремчук, по пьесам Славомира Мрожека.
Два неравнозначных куска, один с действием, другой с монологом, два разных лиса.
В первом акте парад костюмов - выразительных, смешных, на грани вкуса (художник Ирина Хмарук). Куклы к ним тоже прилагаются, но костюм и белый грим уже делают актёра куклой. Много знаковой музыки, которая поначалу работает, потом уже мешает. Очень пластичный, музыкальный в позах и походке, приковывающий внимание Лис Александра Малышева - почти Пьеро, только с ярко выраженной привлекательностью, ироничный, самоироничный, и он же - жертва собственной харизмы. Инертный здравомыслящий Петух (Андрей Дрыгин) ничего не может противопоставить этому порочному магниту, поэтому курицы (Наталья Балдина, Арина Жарикова, Марианна Тарасова - разные, яркие, живые, хоть и клоунессы) с готовностью поддаются искушению (и с ещё большей - искушают сами).
Во втором акте - моноспектакль старшего Лиса - Александра Борока (обычно режиссёра), работающего вместе с куклой. Слова не проходят мимо цели, лесть льётся, интрига плетётся, за мыслью интересно следить, как и за раскрытием характера, и за актёрскими неожиданностями.

"Превращение", Пермский театр кукол
Режиссёр Александр Борок, по повести Франца Кафки.
Полноценный кукольный спектакль, с полноценным использованием кукольных способностей и необходимым минимумом актёрского тела. Изначально неблагожелательный мир (художник Виктор Никоненко размещает семейную идиллию на столе с покойником под простынёй; кукловоды в чёрных шляпах, с чёрными повязками на лицах подозрительно похожи на гангстеров или шпионов) постепенно становится всё более плотным, смыкается вокруг комнаты Грегора, которая по мере его превращения в жука прирастает стеклянными стенками и всё больше походит на террариум. Беспокойство при этом всё равно концентрируется вовне - на тех, кто от этого жука отгораживается, кто, поднимая руки, чтобы напугать или уничтожить, и сам кажется опасным насекомым.
Вписан в постановку и мировой исторический контекст: гибель "Титаника", нацизм.
Серьёзно, насыщенно, добротно, стильно - и по смыслу, и по визуальному ряду, и по актёрским и кукольным работам.

"Повесть о Дионисии-иконнике", Вологодский областной театр кукол "Теремок"
Режиссёр Олег Жюгжда, автор Дмитрий Войдак.
У вологодцев отличные голоса, которыми они прекрасно владеют. Окающий говор, сказовые интонации, невероятная певучесть, возрастные изменения - достоверно, красиво, без злоупотреблений.
Куклы и сценография однозначные - про русскость и духовность, но в лоб не бьют.
Есть юмор, есть ритм. Сюжет раздёрганный: то про старца, то про девушку с юношей (это в то же время или молодость Дионисия?), то ещё что-нибудь, и про кого и про что хотел сказать постановщик, кроме как о том, что христианский пласт культуры - это здорово?..

"Маленькие истории о любви", Ханты-Мансийский театр кукол
Режиссёр Елена Евстропова, по рассказам Евгения Клюева и Тоона Теллегена.
Милые маленькие зарисовки очевидно подростковой направленности, весёлые, светлые и хэппиэндные.
Очень много живого плана, смахивающего на КВН или самодеятельность. Выручают живая музыка Глеба Успенского, сценография и куклы Лилии Жамалетдиновой: все лесенки, стулья и шкафы применяются, пространство живёт и меняется, а актёры с куклами в руках гораздо выразительнее и тоньше, чем актёры без кукол.

"Опыт прочтения пьесы "Король Лир" при дворе царя Гороха", сургутский театр актёра и куклы "Петрушка"
Режиссёр Дмитрий Вихрецкий, текст Игоря Шишкина.
"Лира" переписали, укоротив, упростив и политизировав (антиполитизировав).
Балаганному духу не изменили ни в сценографии (деревянный вращающийся помост), ни в сидящих на палках куклах-чучелках с большими глазами-пуговицами, ни в манере игры наотмашь, ни в тексте, ни в холщовых костюмах с шутовскими головными уборами (почти уверена, что Елена Наполова вдохновлялась колядовским "Гамлетом"). Но и такая стилистика Лиру-Гороху не помогла, финал всё так же печален.
Совсем не зашла эта неряшливая поэзия, так что и спектакль - совсем не моё.

"Вино из одуванчиков", Пермский театр кукол
Режиссёр Дмитрий Вихрецкий, пьеса и стихи Михаила Бартенева по мотивам Рэя Бредбери.
Вот так делать нельзя, потому что культовым произведением нужно заинтересовывать, а не лепить по мотивам неудобоваримый мюзикл, где у сюжетных линий невозможно концы с концами связать.

"WANTED Hamlet", санкт-петербургский "KARLSSON HAUS"
Режиссёр Алексей Лелявский, пьеса Марселя Кремера.
Опять эстетика гаражного рока и андеграунда 30-40-летней давности, опять живая музыка и снова талантливый молодой актёр Михаил Шеломенцев, разбирающий персонажей классического "Гамлета" как типажи, отпечатавшиеся в нас сегодняшних. Его современный Гамлет вобрал в себя всех разом и переосмысливает это с позиций не-убийства, не-агрессии и не-смерти.

"Мой муж Даниил Хармс", Челябинский театр кукол
Режиссёр Александр Борок, текст Владимира Глоцера.
Взгляд на Хармса, истории его жизни и Историю со стороны жены Марины Малич, сквозь десятилетия её другой жизни. Отрывочные байки, семейные анекдоты, ставшие почти легендами, были о боли пережитой и прощённой или непрощённой, о сложностях бытия и любви составляют связный рассказ, заинтересовывают Человеком.
Большая серьёзная работа Марианны Тарасовой, слившаяся с которой кукла позволяет остраняться и не играть на чувствах. Хор из четырёх музыкальных девушек в смокингах разбивает документальность художественностью, оживляет действие, даже когда применяется в чисто декоративных целях.

фестиваль, Пермь, театр, Питер, Сургут, Ханты-Мансийск, Вологда, театральное путешествие, Куклы, Челябинск

Previous post Next post
Up