"Ричард III", Коляда-театр

May 26, 2017 11:57

Добралась наконец до "Ричарда".

Спектакль, в котором совсем нет человеколюбия. Совсем нет детских увлекательных игр и баловства. Всё всерьёз и зло, с самого начала уродства нешуточные, хоть и невзаправдашние, сделанные в процессе рассказа о них. Никого не жаль в этом (нашем) серпентарии (и змей не жаль - с ними Олег Ягодин и Алексей Романов обращаются крайне деликатно).

Всё о том, как "повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты". Без продолжения. Без выхода. Без просвета. Без смеха. Просто - смотрите и ужасайтесь. Страшный бег по кругу, где от перестановки и переименования действующих лиц не изменится ничего.
Сюжет, благо что знакомый, здесь далеко не на первом месте; отдельные слова, лица, сцены и эпизоды, кажется, совсем не важны. Только общее нарастающее впечатление от калейдоскопа смертей, пыток, заговоров, предательств, насилия, кровосмешения, общей жестокости. Что странно, нет похоти-желания, Ричард для этого слишком холоден и расчётлив, слишком невитален, нежизнеспособен изначально. Телесные отношения случаются только тогда, когда они выгодны, когда вписаны в иерархию власти - подчинения/унижения, сопровождаются змеиным гипнозом.
И кем бы ни была попавшая под раздачу женщина, как бы благороден ни был её гнев, как бы благороден ни был её муж - она сдаётся, подчиняется и будет выполнять все условия, даже не понимая, как это случилось.

О нашем, сегодняшнем, близком мире. О нашей подлости, жестокости, беспринципности, непротивлении и дальше по списку.

Наверное, это и есть классический гиньоль - театр-страшилка с классическим саспенсом, с обилием злодеев и отсутствием героев. Ассоциация с кукольным театром укрепляется, когда в углу сцены появляется жутковатый лощёный персонаж Алексея Романова: то ли злой призрак из прошлого/будущего, то ли чёртик из табакерки, то ли талантливый кукловод, следящий, чтобы его марионетки не вздумали самовольничать и проявлять своё личное, сопротивляться кровавой игре.

Тот тип театра, куда не стоит ходить в компании. Потому что то, что во время просмотра кажется (по использованным средствам и по степени воздействия на тебя) рядовым спектаклем, настигает уже после. И ходишь как пыльным мешком пристукнутый, и не получается думать на бытовые темы, и физиология выдаёт неожиданные реакции.

Екатеринбург, Коляда, театр

Previous post Next post
Up