Коляда-Plays, день второй

Jun 22, 2014 22:51

"Розовый бантик" (пьеса Ксении Степанычевой), проект Александра Сысоева.

Актёры - студенты кукольного направления ЕГТИ, руководитель курса Наталья Гаранина.
Начало сразу захватывает: появляется-вырисовывается персонаж Лунный свет, кукловод пробует его, на наших глазах создавая движения и характер. Потом - театр теней, который Саше Сысоеву всегда удаётся. Здесь у него полноценный номер, тенями рассказывают отдельную историю, которая подводит к основному сюжету. Это красиво, это занимательно для детей и это рождает множество ассоциаций у взрослых, от норштейновского ёжика до краденого солнца. Даже захотелось продлить эту часть, развить её в самостоятельный показ. Уже здесь задаётся пространство сказки (что важно - сказки на ночь, темнота здесь обязательна), вымысла, детских фантазий и страхов, которое гораздо шире формального пространства школы.
Потом появляются сами герои, и снова интересно: ни один не решён так, как его проще всего можно было бы решить, основываясь только на тексте пьесы. Нет банальностей. Бантик - ребёнок в розовом, карандаши - клоуны, Алоэ - доктор, Барабан - пионер с палочками в руках. Мышонок отдельно прекрасен и непредсказуем со своим хвостом-шлангом и видом безумного ботаника. Паутина, Пыль, Старый хлам и Летучая мышь неперсонифицированы, у них есть лишь самый общий вид и голос - что опять же работает на тему страхов.
Все ребята (имён, увы, не знаю) обаятельны, интересны, работают в команде и нисколько не пытаются заигрывать со зрителем. Их задача - рассказать цельную историю, а не развлечь здесь и сейчас. Исключительно развлекательные моменты есть, но они заложены режиссёром и не выбиваются ни из логики, ни из стилистики. Попадая под их обаяние, уже не замечаешь отдельных шероховатостей (например, недостаточных возможностей освещения или того, что актриса танцует своим телом, а не телом Бантика, выдаёт женские реакции вместо детских).
Простой увлекательный рассказ о страхах и дружбе, о верности и смелости, не нагруженный лишней теорией.
Вот на такие незатейливые, но умные, искренние вещи хотелось бы водить своих детей. Очень обидно, что залы полупусты. Где реклама? Где очереди из маленьких зрителей, которые ещё этого не видели?..

"3 в 1", "Ангажемент" из Тюмени, режиссёр Камиль Тукаев.
Смешали три пьесы Николая Коляды. Смесь удалась в плане объединения места-времени-персонажей-внешней стилистики.
С остальным большие вопросы. Увиделся пластиковый одноразовый спектакль, из которого спокойно можно вырезать всё, кроме "Капсулы времени", где первоклассные актёры Леонид Окунев и Игорь Кудрявцев делают то, что они могут делать и без режиссёра - отлично правдоподобно работают, с юмором и грустью, с достоверностью женского образа, воспоминаний о когда-то живой любви и сегодняшней никому ненужности.
Первая часть - "Бубен и утюг" - исключительно развлекательная (тут хорошо смотрелась Надежда Емельянова), конфликт и драматизм лишь угадываются, если предварительно прочитать пьесу. В третьей - "Скрипке" - порадовал, пожалуй, только инвалид Коля (Виталий Мигунов) и финал, связывающий всё воедино. В обоих кусках простроено много внешнего, чужого, "как у Коляды", без внутреннего обоснования. Много совсем не обязательных движений, предметов, лишние, пустые реплики. То есть я могу, основываясь на тексте, понять, почему после приступа смеха нужно обнять противника, после слёз - рассмеяться, а актрисы как будто не понимают, не проживают этого, выполняют только схему, не поддерживая её эмоционально (искусственный смех - не эмоция, а антураж).
Теперь обидно, потому что ангажементовцы могут иначе, камернее и душевнее. Как, оказывается, быстро летит время, труппа обновляется, половина лиц уже не знакома.

"Марьино поле", проект "The театр" из Уфы, режиссёр Руслан Абраров.
Такую сложную и многоплановую пьесу Богаева нельзя ставить так односторонне. С первых секунд ощущение: стандартный студенческий спектакль (все создатели и участники действительно очень молоды), где упор на взаимодействие актёров и их владение техникой (в том числе и вокальной), где не ставят перед собой слишком сложных задач ни по сценографии, ни по костюмам, ни по интерпретациям.
Чёрные балахоны, вдовьи платки, чёрное пустое пространство, в котором появляются лишь скамейки (так ставят и зуевских "Мамочек" - благо здесь хоть про свечи не вспомнили). Поют. Разговаривают, разговаривают, разговаривают, идут, идут... и почти ничего не происходит, ни внешне, ни на втором невидимом уровне. Получается бытовая история, но зачем же её так пафосно? По-моему, первую половину "Марьиного поля" можно и нужно делать на гротеске и смехе, здесь не должно быть столько горечи, чтобы к финалу она расчувствовалась, а не приелась. Когда столько пугали с самого начала, в конце не чувствуешь страха смерти и неуёмного желания героини жить и ждать дальше.
Хорошо и красиво подали обнажённые женские тела (в театре редко обнажёнка оказывается уместной, поэтому стоит сказать отдельно). Это было вовремя, потому что сцена у источника предполагала и разоблачение-перевоплощение-омоложение, и подготовку к миру иному. Приглушённый свет, босые ступни, распущенные волосы. Без лишних красивостей и нажима.
Девочки вроде бы неплохие (Корова-Коза у Марии Рождествиной вышла хорошая), симпатичные, некоторые с голосами, но материал для них не подходит. Под текущие условия - им бы Саню-Ваню-Римаса ставить или "А зори здесь тихие".

фестиваль, Ангажемент, Уфа, Сысоев, театр, детский спектакль, драматургия современности, Коляда, Екатеринбург, Тюмень

Previous post Next post
Up