"Мёртвые души"

Nov 28, 2013 20:09

В Коляда-театре, Николай Владимирович по Николаю Васильевичу.

Интересно закрученная история при отсутствии сюжета. Тут важны не герои, действия и отношения, а движение как таковое. Путь не из точки А в точку Б, а путь самоценный, нелинейный, с внезапными поворотами и остановками.
Внутри остановок появляются картинки - зарисовки, шаржи. Характеры даны в статике, гротеском (и по этому поводу очень жаль, что большой роли не досталось Вере Цвиткис): сразу видно, кто есть кто, кто что из себя представляет и где они, эти люди, сейчас, и как это сейчас мало отличается от тогда. Только Коробочке (Тамара Зимина) дали несколько выходов, где она предстаёт неоднозначной, сомневающейся; с другими помещиками с первого взгляда всё ясно: они и сами давно мёртвые души.
Приторно и нарочито любезный Манилов (Антон Макушин), в чьём доме (супругу Манилова играет Любовь Ворожцова) любовь может выражаться только на словах.
Безумно (во всех смыслах) энергичный подлец Ноздрёв (Максим Тарасов, видеть которого на сцене выпадает редко, но метко) и бестолковый Мижуев (Илья Белов пережал с брутальностью).
Формалист и пессимист Собакевич (Сергей Фёдоров), хамоватый и не сомневающийся в своей правоте чиновник.
Скользкий, амёбный, но при этом слишком себе на уме Плюшкин (Олег Ягодин).

Пожалуй, и всё, что о них хочется сказать.

Гораздо больше сказано и сыграно между. О дороге - много, очень много и разно. Где и можно остановиться, оглядеться и задуматься о себе и о мире, как не в дороге, в этой вынужденной паузе между существованием в точках А и Б? Где ещё можно насмотреться на типажи, не вникая в суть? Получить поверхностное представление о ширине, просторах, "горках и перелесках" - и об убогости затерянных у дороги деревень, где тоже люди живут - и зарабатывают в том числе тем, что торгуют на остановках чем придётся и создают прилизанные картинки для проезжающих властей (проплывающие мимо окна одинаковые веточки-цветочки не то же ли самое, что "потёмкинские деревни"?).
О России, Руси - романтизированной, мифологизированной, поэтизированной. И тут же развенчание всех мифов. Как бы патриотизм рядом с неподдельной болью за страну и недоумением по поводу её населения. Печаль по поводу извечной российской грязи и восхищение видами и красотами. Любование красотой издалека и отвращение при ближайшем рассмотрении. Обида за свою "русскость" и при этом "поскреби русского - найдёшь татарина". Привычные наши парадоксы...

Что/кто ещё?
Анна Григорьевна - Вера Вершинина. Надо к ней присмотреться. В этот раз точно на своём месте, но хочется больше и разнообразней.
Софья Ивановна - Ирина Плесняева. Почти тот же образ, что и Матильда в "Золушке". Неплохо, но по сравнению с, например, "Фронтовичкой" это шаг назад.
Смешные появления у Тараса Поддубного в образе то Порфирия, то капитана-исправника, хороший дуэт с Тарасовым получился.
Старуха - Антон Бутаков. Старухой был отличной, а всё остальное время в массовке почти спал.
Константин Итунин в массовке заметен, уместен и каждый раз не зря.
Несколько небольших ролей у Анастасии Паньковой и Ксении Копарулиной. Кое-где выстрелили, на больших дистанциях (Ксения - жена Собакевича) недотягивали. Хотя старались. Очень-очень.
Гоголь - Ринат Ташимов. Визуально - да и ещё раз да. Но лучше б он рта не открывал... Проходные получились монологи, как будто морализаторские, но задумывалось ж явно иначе. И мистика - внезапно для Коляды - была не таинственной и пугающей, а пародийной. Уж слишком много света и суеты при валянии Гоголя по гробу...
Чичиков - Игорь Алёшкин. С первого появления, с первого движения - не то. Недостаёт опыта, уверенности, вхождения в шкуру того, от лица кого говорит актёр. Актёр отдельно и Чичиков отдельно. Сразу захотелось видеть второй состав и Чопчияна (что вовсе не означает, что Алёшкин не разыграется со временем и не избавится от премьерного мандража). И вот тут как нельзя кстати Селифан - Евгений Чистяков, который как-то незаметно... держал партнёра. Помогал выкарабкиваться, спокойно и уверенно, как и подобает слуге и кучеру, оказывался мудрее, сильнее и "лучше" хозяина. В сцене с пельменями, кстати, у него был правильный в-меру-эротизм (и немного самоцитат из Яши в "Вишнёвом саде").

Радостно, что эта премьера определённо нравится после нескольких последних, которые не пошли. Она снова масштабна, красочна, эклектична, музыкальна и проч., и проч., и проч., но стоит ли об этом уже говорить?..
С премьерой нас всех, в общем.

P.S. Завтра в поезд. Буду смотреть и думать.

премьера, Екатеринбург, Коляда, театр

Previous post Next post
Up