"Солдат и шут", "Жёлтое окошко"

Sep 17, 2013 22:40

Режиссёр, он же основатель театра, он же ведущий актёр - Пётр Зубарев.

Довольно простая история о детстве и его отсутствии (речь идёт именно об отсутствии умения быть ребёнком, а не о возрасте), о серьёзности и шутовстве, о природе игры и актёрства. Граница, солдат, её охраняющий (Пётр Зубарев), и шут, желающий перебраться на ту сторону (Дмитрий Зубарев, сын режиссёра) - без какой-либо цели, из чистого любопытства, как каждый ребёнок мечтает скорее повзрослеть, чтобы и ему "было позволено". И зрители, тоже участники происходящего, потому что каждый может решить, по какую он сторону границы и может ли и хочет ли он перебраться за неё или вообще эту границу снять.
История добрая, умная, правильная, чтобы заинтересовать и удержать внимание не совсем маленьких детей, не быть с ними слащавыми и не морализировать. Эта грань удержана отлично.
И вообще, если учитывать, что театр самодеятельный (если я правильно понимаю), то можно сказать, что это вещь высшего класса, и на этом закончить. Но не хочется применять к таким явлениям мерки, их принижающие, поэтому...

Если бы я не видела года два назад детские спектакли РАМТа и вообще реже бывала в театре, то многое здесь было бы прекрасным и радостным; сейчас оно видится вторичным, заимствованным, пусть искренне. И если у тех же РАМТовцев минимализм декораций был необходим и прекрасно организован, продуман и стилен, то у мариинского театра явные вещи из подбора или сделанные своими не очень умелыми руками. Грубовато. Аляповато. Разношёрстно.
Речитатив под "пшёнкимешок" явно цитирует либо то же, что я видела, либо предшественников.
Дети втягиваются в игру. С интересом, но и опаской, потому что везде шутовство, а смешным быть страшновато.
Втягиваются и взрослые, может быть, с большим удовольствием, потому что "приманки" выдаются разнообразные.

Мне не нравится то, что происходило на конкретном показе - вероятно, потому что он фестивальный: заигрывание со мной, одиночным взрослым зрителем, и балансирование на грани взрослого юмора на детском спектакле; обязательное обращение к скромно сидящему в углу Павлу Рудневу и назначение его "баобабом"; слишком быстрое остывание к тому маленькому зрителю, которого выдернули на сцену или дали малюсенькую роль в зале. Да, наверное, того требует формат, но ребёнок после этого видится обделённым: ему только что что-то пообещали, сделали его героем и тут же забыли.

Придираюсь. Конечно, придираюсь. Но не очарована.

фестиваль, детский спектакль, Мариинск, Екатеринбург, театр

Previous post Next post
Up