Олег Гетце, «Человек-Подушка» и «Тестостерон»

Mar 07, 2012 08:57

В Екатеринбургском ТЮЗе смотрела два спектакля, поставленных одним режиссёром Олегом Гетце. Первый - однозначно в плюс, второй - под большим сомнением. И драматургическая основа у них неравнозначная.

Этот «Человек-Подушка» - МакДонах, каким я его ещё не видела. Без мистики, чернокомедийности, как в театре «У моста», без бытовых подробностей, как в «Сатириконе», без социальщины и нагнетания страха. Обозначенный в программке «гиньоль в двух действиях» (отсылающий к французскому театру ужасов) поставлен в традициях психологического театра, и камерное пространство этому способствует. Тонко, без нажима, неожиданно глубоко и прочувствованно. Метафоры простые и точные: бумажные самолётики и куклы в сочетании с «кукольной» же пластикой людей.
Катурян Катурян, персонаж-марионетка, держит свой кукольный театр, сцены жестокости которого из книг попадают в действительность. Вырисовывается этакая всеобщая взаимная соподчинённость, создающая замкнутый круг.
Рассказывая истории с двойным финалом, Гетце делает спектакль с двойным дном. Сложно сказать, о чём он в большей степени: о последствиях родительской жестокости, о цене таланта, о влиянии творчества на жизнь… Остаётся обширное поле для размышлений.

«Тестостерон» гораздо проще. На большой сцене зеркалом отгорожена территория, которая не несёт смысловой нагрузки камерности. Слева столы свадебного пиршества, справа - музыкальная установка. Как будто режиссёр со сценографом не придумали, что поставить ещё, и выстроили забор из зеркала, которое будет использовано по назначению ближе к занавесу.
Герои пьют, едят, разговаривают, смеются, дерутся, делятся воспоминаниями, выясняют отношения - а как будто ничего не происходит. Тема разговора угадывается из названия пьесы Анджея Сарамоновича: современные мужчины говорят о женщинах, но всё больше как о сексуальных объектах. Немного психологии, немного биологии/физиологии, немного статистики, немного бытовой болтовни - и всё поверхностно. Ну да, комедия же…

В чём Олега Гетце нельзя упрекнуть, так это в подборе актёров. Каждый соответствует своему образу внешне, темпераментом, манерой игры. Это в равной степени относится к Тупольски - Геннадию Хашабову, Ариэлю - Дмитрию Михайлову и Михалу - Алексею Журавлёву из «Человека-Подушки», к Янису - Борису Зырянову, Червю - Илье Скворцову, Третину - Ивану Марчукову, Фистаху - Алексею Волкову из «Тестостерона».
То же можно сказать и о тюменских постановках Гетце: бесспорно удачной «Носферату» с Леонидом Окуневым и Игорем Кудрявцевым и сомнительной «Он пропал.net», где все артисты были использованы как типажи и играли по шаблонам своих предыдущих ролей.

Ну и, конечно, то, ради чего точно стоит идти на спектакли, - отличная игра самого Олега Борисовича Гетце, заслуженного артиста России, человека с незаурядным талантом.

Гетце, ТЮЗ, Екатеринбург, театр

Previous post Next post
Up