«Девушка моей мечты»

Feb 28, 2012 09:50

Моноспектакль Тамары Зиминой, режиссёр Александр Сысоев, пьеса Николая Коляды.

Видела три версии: читка во время Коляда-plays, репетиция и первый премьерный день. Спектакль растёт и набирает обороты.

Сцена Коляда-театра разделяется (мелом, весьма условно, но очень значимо) на два автономных пространства, за счёт чего кажется серьёзно увеличенной в размерах. Две квартиры, два мира, в которых молодость и старость, музыка и тишина, реальность и мистика…

Слева живут преувеличенно громко, за электронной музыкой не слышно слов, приходится кричать, чтобы быть услышанным. И дружный смех, неприятный, злобный, направленный в сторону соседской квартиры. Здесь есть только сегодня, и сегодня хорошо: Таня получила в наследство от Эллы Николаевны жилплощадь, и появляется минутное счастье-мечта - двухэтажная квартира.
В правой части сцены жильё пожилой героини (Тамара Зимина). Одета она в платье, явно бывшее раньше «нарядно-выходным», с брошью, перехваченное у пояса пуховой шалью. На ногах вязаные тапки разного цвета, за шаль заткнут платок, в который героиня периодически сморкается. Уже во внешнем виде - и воспоминания о более счастливой молодости, и неблагополучная одинокая старость, Марика Рёкк и Баба Яга «в одном флаконе».
Здесь всё время звенит телефон, ведётся разговор с несуществующим собеседником - похороненной накануне подругой-соседкой. Иногда оказывается, что ошиблись номером, иногда будто бы новые соседи балуются, а то и вовсе телефон неисправен, но монолог героини не прекращается. Она путается в мыслях, заговаривается, но каждое слово ценно - она рассказывает всю свою жизнь прежде чем умереть. У двух старых женщин ничего и никого не было, кроме телевизора, друг друга и Тобика, такого же старого и больного пса. И каждодневные разговоры в одно и то же время об одном и том же. Обсуждение сериалов, новостей, международной политики, космоса, коммунизма, соседки Тани и болезней настолько вошло в привычку, что стало ритуалом, наполняющим жизнь смыслом. Поэтому когда героиня теряет собеседницу, она продолжает вести разговор с телефонной трубкой. Выглядит это как сумасшествие или добровольный отказ от жизни. Одновременно это и трогательное прощание, и выражение недосказанного, и прощение былых обид, и сжигание прошлого (самые сильные сцены спектакля - когда Она лежит перед телефонной трубкой, умоляя Эллу позвонить оттуда, а затем сжигает старые фотографии, буквализируя слова «Всё растворяется, портится, ломается, падает пылью»).

По сравнению с первыми показами, оба пространства теперь перестали быть непроницаемыми. Молодёжь (Константин Итунин, Олег Ягодин, Юлия Беспалова и не известный мне музыкант) кричит в стену, пытается злить старуху, смеётся над её беспомощностью; Она же грозит в их сторону кулаком, обращается с обвинительными выпадами. Примечательно, что песня «In der Nacht ist ein Mensch nicht gern alleine» исполняется с двух сторон, но в разных стилях.
Потом героиня стирает меловую черту, убирает границу, и к ней приходит Элла, молодая и такая же прекрасная, как не раз упоминаемая в пьесе Марика Рёкк. Она надевает то знаменитое платье, боа, нацепляет украшение на голову, встаёт на каблуки - и перевоплощается в «Девушку моей мечты». Гладит руки героини, нежно смотрит, зовёт вполголоса - она пришла оттуда, чтобы уберечь здесь.
Когда обе они уходят со сцены, ставится финальная точка. Смерть осознаётся, но не показывается-проигрывается, она не пугает. Грустить и думать.

И заслуженная гора цветов и зал, стоя встречающий прекрасную актрису и очень красивую женщину Тамару Васильевну Зимину.

премьера, Екатеринбург, Коляда, Сысоев, театр

Previous post Next post
Up